О пшенице и плевелах. Во вторник 6-й недели по Пятидесятнице
Сейчас мы слышали притчу о том, как некий хозяин посеял пшеницу, а ночью враг его посеял на этом же поле плевелы. Когда же рабы хозяина хотели сразу вырвать сорные всходы, он запретил до жатвы. Позже Господь объяснил эту притчу, сказав, что «поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 23:37–39). И действительно, в мире, на этом огромном едином поле Господнем, есть и добро, и зло; есть и праведники, и злодеи; человека окружает множество соблазнов, множество искушений, так что ни шага по пути добра невозможно сделать без жестокой борьбы. Чистые и светлые Ангелы просят у Бога благословения вырвать плевелы, уничтожить беззаконников и тем самым дать доброй пшенице свободно созревать. Ангелы могли бы это сделать во мгновение ока, и, кажется, тогда наступил бы рай на земле. Но Хозяин не одобрил их усердия… Не будем забывать, то Бог бесконечно добрее Ангелов и бесконечно мудрее их, а делает Он только то, что способствует нашему благу. И значит, необходимо для нашего спасения, чтобы плевелы зла, однажды появившись, уже росли бы до самой жатвы, до окончания века. Так было от сотворения мира. Вот, отпал от Бога первый, самый великий из всех сотворенных ангелов. Появился враг Божий, появилось в мире зло. Казалось бы, уничтожить его, заточить сразу в узы вечного мрака. Но Бог этого не делает. Вслед за первым отпало еще множество ангелов: они стали отвратительными злыми духами, бесами. Но и их Господь не уничтожает. Вот появился человек. Он тоже сотворен, как и ангелы, свободным, а значит способным не только возрастать в добре, но и уклоняться в зло. Казалось бы, нужно сохранить его, не дать доступа к нему злым духам-искусителям. Но Господь и этого не делает. И вот пал и человек. Господь мог бы сразу вырвать его из жизни и создать нового. Но Господь попускает быть злу и в человеческом род… И во всем этом – не бессилие Божие, но премудрый Промысел о мире. Если бы Бог тут же уничтожил отпадших от Него, то, возможно, не было бы никакого предела падениям. Господь не уничтожает падших, чтобы остальные видели все следствия отпадения, чтобы остающиеся верными Ангелы видели, как светлая природа духов становится темной и мерзкой; чтобы и люди видели, как страсти пожирают человека, как желающие блага только себе во взаимной борьбе мучают и терзают друг друга; чтобы все до конца всё видели и не могли бы допустить в себе и мысли: а что, если и мне попробовать? Может быть, в обход Божией заповеди, сам стану как Бог?..
Итак, продолжение существование зла в этом мире создает как бы страшную огненную стену перед всеми, кто ещё верен Богу, и не даёт им самим стать бесами и злодеями. Ведь зло гораздо легче осудить и отвергнуть, когда оно ещё не в нас, нежели, когда оно исходит от нас самих, как наш собственный промысел, как наше собственное страстное желание. Не выдёргивая до времени плевелы зла, Господь не даёт тем самым доброй пшенице стать плевелами… Можно привести такой пример. Бывает, стоишь в храме, и вокруг очень шумно. Поневоле напрягаешь внимание, и несмотря ни на что, слышишь слова молитв. Но бывает наоборот: полная тишина и благоговение. Казалось бы, стой и молись. А между тем, тут-то и уносишься вниманием и от храма, и от молитвы, а значит, и от Самого Бога… Вот и не дает Господь выдергивать плевелы до жатвы, до кончины мира. А тогда уже повелит собрать все соблазны и делающих беззаконие и ввергнуть их в печь огненную, где плач и скрежет зубов. И тогда-то праведники, закаленные в борьбе со злом, навеки утвердившиеся к ненависти ко злу, – воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Да и в этой жизни Господь не оставляет их и обогащает «всяким словом и всяким познанием»; кто верен Господу, тот не имеет недостатка ни в каком даровании, ожидая «последней жатвы», явление Господа нашего Иисуса Христа.