Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на разные места Священного Писания. О прощении
Поучение семьдесят шестое
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Однажды апостол Петр спросил у Спасителя: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус Христос ответил ему: Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз, то есть надо бесчисленное число раз прощать всегда. Как говорит Иоанн Златоустый: «Сколько бы раз ни согрешал ближний наш, мы всегда должны прощать его». В объяснение Своего ответа Иисус Христос рассказал притчу о милосердном царе, заимодавце и безжалостном должнике. Напомним кратко содержание притчи, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.
В одном царстве-государстве из своей казны царь раздал много денег в долг своим подданным. Через некоторое время он потребовал от них уплаты долга. К нему пришел один должник, который должен был ему десять тысяч талантов, то есть очень большую сумму денег, но эти деньги он растратил и у него не было чем уплатить долг царю. Тогда царь повелел продать его самого, жену, детей и все, что он имел, и вырученные деньги внести в уплату долга. Что же оставалось делать должнику? Одно... припасть к ногам царя и молить его о пощаде. Так он и поступил. Бросился на землю и, кланяясь ему, повторял:
- Государь, потерпи немного, я все тебе заплачу. Сжалился над ним царь, отпустил его и весь долг простил ему.
Незаслуженная царская милость должна была бы сделать его милосердным и снисходительным к другим. Но что же мы видим? Вышедши от своего господина, он нашел одного из своих товарищей, который должен был ему сто динарий (несколько рублей), схватил его и стал душить, требуя уплаты долга. Товарищ пал к его ногам, умоляя дать отсрочку, но все было напрасно. Тот пошел и предал его в темницу, пока не отдаст всего долга.
Его товарищи, видя все происходящее, очень огорчились и, пришедши, рассказали все своему государю. Тогда государь призывает его и говорит:
- Злой раб, весь долг я простил тебе, потому что ты просил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища своего, как я помиловал тебя?
Сказав это, он отдал его истязателям, пока не отдаст всего долга. Иисус Христос заключил свою притчу словами: Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
В этой притче, братия и сестры, под образом правосудного милосердного царя, по объяснению Самого Иисуса Христа, следует разуметь Бога Отца, преизобильно наделившего нас дарами Своей благодати. Все имеем мы от Бога, но мы не исполняем Его волю, не покоряемся Его закону, а поэтому оказываемая неоплатными должниками перед Ним.
Десять тысяч талантов означает бесчисленное количество наших преступлений против десяти заповедей Божиих. Каждый день, каждый час, даже каждую минуту мы грешим, если не делом, то словом, мыслью и желанием.
Указание царя предать должника, жену и все имение его означает могущество Господа отвергнуть и отделить от Себя грешников за худые действия, производимые душою и телом, и предать их вечной погибели. Но Господь Милосердный, Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Если мы со смирением, с глубокой верой и с сердечным сокрушением о грехах, припадем к Нему и будем молить Его простить нас ради бесценных заслуг Своего Единородного Сына Господа Иисуса Христа и если дадим обещание оставить прежние грехи и вместо них творить добрые дела, то Милосердный Господь простит нам наши грехи.
Но при этом с нашей стороны требуется, чтобы и мы сами прощали согрешивших чем-либо против нас. Но как получивший прощение от царя должник не хотел простить своего товарища-заимодавца, так часто и мы, помилованные Богом в Таинстве Покаяния, бываем строги и взыскательны к своим собратьям.
Отчего это? Оттого, что мы забываем собственную вину перед Богом, свою жестокость, памятозлобие, мстительность по отношению к ближним, что известно Сердцеведцу Богу и Его святым Ангелам, которые в притче представлены под образом добрых товарищей.
При Святом Крещении Бог даровал каждому из нас Ангела Хранителя, который заботится о нашем спасении.
Будучи в то же время в ближайшем общении с Господом, видя раскаяния и добрые дела людей, святые Ангелы радуются. При виде человеческих неправд, беззаконий они огорчаются.
В день страшного всеобщего Суда Божия немилосердных, бесчеловечных людей постигнет гнев Божий и они преданы будут истязателям, то есть вечному мучению. Тогда их спасение будет невозможно, как невозможно должнику, заключенному в темницу, уплатить десять тысяч талантов.
Братия и сестры! Преподобный Серафим Саровский говорит: «Бог заповедал нам вражду только против зла, только против змия, человекоубийцы-дьявола, который изначала обольстил человека, изгнал из рая. Повелено враждовать и против нечистых духов блуда, чревоугодия, сластолюбия, которые сеют в сердце нечистые помыслы». «Так, - говорит преподобный Серафим, - часто бывает, что мы только на словах, только внешне прощаем своим ближним, а в сердце продолжаем таить злобу, вражду, ненависть, и даже мщение».
«Когда обида разжигает сердце твое, - говорит святой Григорий Богослов, - вспомни о Христе, о Его язвах и рассуди, что претерпеваемая обида весьма маловажна в сравнении со страданиями нашего Господа Иисуса Христа. И тогда, как водою, угасишь свои скорби».
А святой Иоанн Златоуст говорит: «Бог ни от кого так не отвращается, как от человека злопамятного и постоянно питающего в душе своей вражду к ближним».
Так гибелен этот грех, что отвращается от нас человеколюбивый Бог. Господь сказал: «Аще отпустите человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный».
Оптинский старец Амвросий, беседуя о памятозлобии, сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-либо добро своим врагам, а главное не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом, презрением и уничижением».
«Бывает у нас и такое мнение, что прощая ближнему, мы оказываем ему какое-то благодеяние. Не будем же думать так, - говорит святой Иоанн Златоуст, - будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние, как великую милость. Нет! Мы сами от этого получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу, ибо не столько пользы нам приносят люди искренне к нам расположенные, старающиеся всячески угождать нам, сколько наша расположенность к врагам. Она делает нас достойными Небесного благоволения и облегчает бремя грехов наших. Равным образом, если мы не простим ближнего, то через то им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Простим же, братия и сестры, ближнему многие грехи относительно к нам, а Господь простит все наши бесчисленные прегрешения против Него. Если, прося прощения у Бога, не простим подобным себе людям, то не только не получим прощения, но и навлечем на себя гнев Божий. Да и как осмелимся мы произносить в молитве Господней прошения «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Не будет ли это ложью перед Всемогущим Богом? Ибо прося у Бога прощения своих грехов, мы не прощаем согрешений против нас».
Вот, возлюбленные, как святые Отцы говорят о прощении обид.
Есть маленький рассказ. Один христианин, как и мы все христиане, жил, ходил в церковь, но особых подвигов у него никаких не было. Пост, молитву, бдение, поклоны - все это он делал так, как положено. Прожил он свою жизнь спокойно, без особых подвигов, которые накладывают на себя чрезмерно. А ведь надо вам прямо сказать, какие бы подвиги мы на себя ни накладывали: милостыню, поклоны, пост, молитвы, бдение, но если мы не простим ближним согрешений против нас, Господь не принимает эти подвиги, хотя бы они были и больше.
Этот человек и рассудил, что спасение не в подвигах, а спасение в том, чтобы не осуждать человека, и, самое главное, прощать ему от всего сердца. Так он и делал. Никого не осуждал и всем прощал, кто его обижал.
И вот, когда приблизилось время к смерти, он благодушно, как великий праведник, принимает с блаженной радостью кончину своей жизни. Подходят к нему родственники, близкие и говорят:
- Ведь ты жил, не имея никаких подвигов, поделись с нами, почему это ты с такой радостью переходишь к вечной жизни?
И он поведал:
- Вот, - говорит, - подходят истязатели и показывают мне свои хартии, то есть грехи, которые я делал, и говорят: а ты помнишь эти грехи? Я говорю - помню. Вот теперь ты, оказывается, и наш! Ты Царство Божие не получишь! А я им говорю: хорошо, что вы мне показали эти грехи, я в них каюсь, а ведь Господь что сказал? Не судите, да не судимы будете. Кто прощает, тому Господь простит. Вот я и надеюсь на то, что я эти добродетели выполнял. Надеюсь, что Господь и меня не осудит, и меня простит. Хартии были все разорваны, и был голос: прощаются тебе грехи, ты войдешь в лоно вечного блаженства. И когда я увидел, что мне приготовлено, я с радостью жду своей кончины.
Вот, возлюбленные, что значит прощать обиды, что значит не осуждать.
Помоги нам, Господи, в этих добродетелях все время подвизаться, тогда мы получим то же самое, великую радость, вечное блаженство! Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 364 - 369