О проповеди святого Иоанна Предтечи. 1995 г.
Вo имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Приближается праздник Богоявления. К этим наступающим дням нужно готовиться. Сегодня Церковь напоминает нам о том, какое должно быть приготовление. Сегодняшнее воскресенье называется Неделей пред Богоявлением. И мы слышим краткое Евангелие от Марка, всего восемь стихов — «начало Евангелия Господа Иисуса Христа».
Святые отцы обращают наше внимание на то, что разные евангелисты начинают свое Евангелие с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало Евангелия от Иоанна — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — от родословной Господа Иисуса Христа, от Авраама и чад его, который был отцом верующих всех; и вся родословная Спасителя нашего по плоти дается в начале этого Евангелия. Начало Евангелия от Луки — о рождестве Христовом. Оно говорит нам о тайне рождения большего из рожденных женами и о рождении Бога, Бога, ставшего человеком. A начало Евангелия от Марка — Крещение Господне, то есть новое рождение человека, которое причастно рождению Богочеловека. Бог совершенный, ставший человеком, являет нам совершенство человека; и в крещении каждый из нас становится подобным Христу — таким же совершенным, каким является Бог, ставший человеком.
А на самом деле когда для нас Евангелие начинается, где для нас начало Евангелия? Начало Евангелия для верующего человека — тогда, когда Христос входит в его ум и в сердце, в душу Своей благодатью. И человек узнает, что есть жизнь вечная, что есть истинный Бог, Который стал человеком — узнает об истине всех тайн, которые открывают все Евангелия o Господе нашем и о нашем спасении, благодатно приобщается тайне рождения свыше, от воды и Духа, полученной им в крещении. Вот это начало нашего Евангелия, которое возвещается сегодня в напоминание нам о том, в какие светлые дни мы вступаем.
И мы слышим сегодня в Евангелии от Марка пророчество Малахии (кстати, Церковь сегодня совершает его память): «Вот Я посылаю Ангела Моего пред Тобою, который уготовит путь пред Тобою». Ангела посылает Бог. Уже не ангелов рождественской ночи, а Ангела на земле, который уготовляет путь Господу — Иоанна Предтечу, большего из всех рожденных в роде человеческом.
Почему он Ангел, в чем его величие, почему он больше всех? Потому что он ангел — вестник воли Божией. И он имеет власть возвестить эту волю Господню, потому что он обрел свободу от тех ценностей, прежде всего материальных, которым рабски служит род человеческий, ища благополучия и удобства. Мы видим, в какой предельной нищете, скудости протекает его жизнь. Для него все земное, все достижения земли — это пыль, это ничто, если нет Бога в этом. Он в истинном свете видит все происходящее — это прах, который сегодня может величаться своим мнимым величием, а завтра рассыпается. Он ясно это видит, потому что он свободен от всего этого.
Мы знаем‚ какая его одежда и чем он питается, но Господь питает его лучше, чем может питаться кто-либо из людей — Своей благодатью. Как говорит слово Божие: «Лучше немногое зелени, но с любовью». Господь дает ему в этой суровой скудной пище укрепление и тела его, и души, и он проповедует о покаянии, о том, что приблизилось Царствие Божие. Тридцать лет он провел в пустыне, и тридцать лет он боролся с грехом и размышлял о смерти, о грехе и o Боге. И он нe из книг вычитал то, что он говорит, а Бог ему открыл о Себе и о человеке.
И когда он говорит «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», он не с легкостью принимает покаяние приходящих к нему, потому что он знает, что есть в сердце человеческом, какая глубина греха поразила естество человеческое. Он знает, что грех стал у людей привычкою, то есть второю природою, то есть стал их естеством, поэтому он говорит: «Принесите плоды достойные покаяния». Одного покаяния недостаточно. Надо, чтобы привычкою для нас стало делание добра и правды, чтобы это стало нашей природой, нашим возвращенным естеством.
Он видит всех людей, приходящих к нему. Какое бы место они ни занимали в обществе или в Церкви, не имеет для него значения, потому что он видит человека не телесно, он видит обнаженные души приходящих к нему, что собою представляет душа каждого человека. Поэтому к первосвященникам, к духовным вождям народа прежде всего его гневное слово: «Змия, порождения ехиднова, кто сказал вам бежать от будущего гнева?» Кажется, среди тех, кого он обличает, есть немало людей, которые могут сказать, что у них нет грубых грехов — они все соблюдают, весь закон и исполнены благочестия. Но он видит, что яд змеиный присутствует в жале змеи. Даже когда она еще нe кусается, она все равно та же самая ядовитая змея. Ее естество то же самое, и придет час, когда это обнаружится с самой предельной и страшной силой — тогда они восстанут не только против большего из рожденных женами и убьют его, но против самого Богочеловека.
И он говорит: «Не начинайте говорить, что мы имеем отца нашего Авраама». Не хвалитесь наследием духовным, потому что Бог силен воздвигнуть чад Аврааму из этих камней — из людей неверующих, которые грехами своими стали как камни, которые исполнены окамененного нечувствия к тайнам жизни. Господь знает, как коснуться глубин их сердец и как совершить их новое рождение.
Святой Иоанн Предтеча, обращаясь к этим людям, говорит о том, чтобы это покаяние стало истинным. Всякий холм да понизится — говорит пророк Исаия — и всякий дол да возвысится. Все должно быть увидено в совершенно новом свете. То, что вы считаете высоким, есть мерзость перед Богом. Материальное богатство, все ценности, которые вы так высоко ставите, они сейчас да понизятся, а то, что вы ни во что ставите, станет высоким. Бог, Который для вас как бы ничто‚ Который не имеет существенного значения в вашей жизни, откроется перед вами как истинная высота жизни, без которой человек всегда остается низким. Грех перевернул все, что есть в роде человеческом, поэтому отбросьте грех, и тогда все снова станет на свои места.
Предтеча святой проповедует о покаянии, но прощение грехов будет даровано Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком. Идет впереди меня Сильнейший меня, у Которого я недостоин, нагнувшись, ремень обуви Его развязать. Недостоин как раб‚ как слуга, снять обувь с Того, Кто идет вслед за мной. Прощение грехов будет даровано Спасителем Господом Иисусом Христом.
В этот предпразднственный день услышим призыв Предтечи, который как глас вопиющего в пустыне, но который гремит во всех веках и достигает и до наших дней, до всех нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все пути наши. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться своим покаянием, своей устремленностью к Богу. Он будит совесть нашу. А совесть, говорят святые отцы — это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель — предтеча Господа Иисуса Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь.
Да будет дано нам уготовить наши души к встрече праздника Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение в этот праздник. Да будет дано нам очищение душ наших от скверны всякого греха, и да узнаем мы, что в этой Богоявленской благодатной воде мы становимся новым творением, людьми, для которых открыто Царство Божие. Аминь.