О причинах безцерковья
Как страшно сие место!
это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
(Быт.28:17).
Это – слова патриарха Иакова, коему Бог во время его бегства в чужую землю в сонном видении показал Свое покровительство и попечение. Пробудившись от сна и объятый чувством благоговения и страха, он тотчас же освятил на этом месте камень, служивший ему возглавием, как памятник в ознаменование того, что на этом месте Бог оказал ему Свою милость. Это не иное что, сказал он, как дом Божий, это врата небесные.
Этими словами патриарха уместно и мне, братие, огласить слух ваш в настоящее время и в настоящем месте. Ибо для нас этот только что освященный нами храм есть дом Божий и врага небесные. Хорошо знаем мы, что Бог, как вездесущий Дух, не может быть заключен в стенах и ограничен каким-нибудь местом и что Он всюду может слышать вздохи и молитвы благочестивых душ, так что мы вправе сказать то же, что сказал Соломон: Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему (3Цар.8:27). Но если не нужны храмы Богу, то очень нужны они нам. Для достойного совершения Таинств, установленных Христом, для проповедания к общему назиданию слова Божия, для совершения общественного богослужения мы нуждаемся в постоянных местах общественных собраний и во внешних спасительных средствах, чтобы чрез чувственные образы возносить душу свою к сверхчувственному и вечному. Вот почему эти храмы в старое доброе время у наших благочестивых предков были предметом особенной любви и почитания. Здесь находили они утешение в своих бедствиях и скорбях, воспевая священные песни и смиренно выслушивая учение Господа; здесь получали они благословение и освящение при всех особенно важных событиях своей жизни. Здесь находили они успокоение мятущейся совести, отпущение грехов и мир с Богом. Сюда во все праздничные дни собирались они без различия пола, возраста и состояния для молитвы и поклонения Богу, и не было между ними никого, кто своевольно уклонялся бы от этих богослужебных собраний. Все представляли из себя здесь одну великую семью – семью Божию, где не было различия ни между богатыми и бедными, ни между знатными и простолюдинами, ни между учеными и простецами.
У нас же теперь стало не так. До нас сохранилось от предков много древних и славных храмов, но не сохранилось их благочестия. Для многих из наших современников известного сорта и направления храмы являются уже излишними: одни из них появляются здесь очень редко, а другие никогда. Вот почему не будет неуместным делом сейчас, в день освящения этого храма, остановиться нам своим вниманием на этом печальном явлении и дать ответ на вопрос: где причины этого печального недуга охлаждения к храмам (храмобоязни)? Не заходя далеко, мы можем указать следующие четыре причины: а) незнание предметов веры, б) недостаток религиозного чувства, в) господствующий дух неверия и г) господствующая страсть к чувственным наслаждениям.
а) Простой человек, когда видит, как редко посещают церковь люди, стоящие выше его и по образованию, и по общественному положению, легко может прийти к заключению, что посещение или непосещение церкви – дело неважное, что если передовые и ученые люди не ходят к общественному богослужению, то, стало быть, это и не нужно, стало быть, они имеют на это разумные основания. Но мы с решительностью утверждаем, что большинство таких людей страдают безцерковьем и нелюбовью к храму не потому, что очень много знают в области веры, а скорее потому, что очень мало знают в этом деле. Как бы ни было широко их образование светское, как бы ни были велики их познания в предметах мира, в отношении религии они обнаруживают самые скудные познания. Выходя из учебного заведения нередко с знанием одного Катехизиса, они часто забывают и последний, так как совсем не интересуются религиозными предметами.
Они не знают великого значения той искупительной жертвы, которую принес Спаситель, не знают того источника блаженства, той пищи духовной, которую Он предлагает нам в Своих Таинствах. О, как хотелось бы сказать им то же, что сказал Христос самарянке: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин.4:10). О, если бы и вы, господа неверы и люди безцерковья, знали, какое чудо любви открывает Спаситель в церковных Таинствах, знали, каких величайших благ лишаете вы себя, отвергая их, если бы знали, как слабы и бессильны вы без Него, – то, поистине, вы с неудержимым желанием поспешили бы к Нему, к этому источнику, освежить себя водою жизни; вы не стали бы презирать голоса Церкви – вашей учительницы, если она предъявляет вам свои требования, призывая вас к вечному спасению!.
Они не знают, что делают, когда в порывах самолюбия и самомнительности, говорят: «На что нам Церковь, на что богослужение с его проповедью? Мы сами можем читать нечто более содержательное и полезное, чем ваша церковная проповедь». Но можно ли согласиться, чтобы кто-либо мог совсем не иметь нужды в религиозном наставлении, в напоминании о великих истинах, в предостережении, увещевании, в пробуждении усыпленной совести?
Они не знают заповеди Апостола, который требует, чтобы мы служили для своих собратий примером благочестия и набожности и назидали их нашим участием в общественном богослужении. Слово Христово да вселяется в вас обильно, говорит он, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовным и песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16). Он строго порицает тех, которые не ходят на религиозные собрания, заключая речь свою словами: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга (Евр.10:24–25). Что сказал бы этот Апостол, если бы он явился сейчас между нами и посмотрел, какой великий соблазн производят те из передовых наших сословий, которые совсем забывают Церковь и редко, а то и совсем не ходят к общественному богослужению?
б) Не у всех, впрочем, холодность к Церкви происходит от недостатка познаний в области религии. У многих довольно таких знаний и, пожалуй, основательных, но недостаточно религиозного чувства. Религия есть дело не одного только разума, но и сердца: недостаточно знать только веру, но нужно упражняться в ней, прилагать ее к делу. Если одна только голова набита холодными знаниями, но не воспитано сердце, не развито религиозное чувство, то это одностороннее образование ума легко переступает меру, впадает в гордость и самообольщение и хочет всё постигнуть при помощи только разума и внешних чувств, постигнуть даже и все тайны веры. А так как последние превышают этот разум, то они отвергают их как глупость и безумие и дерзко отрицают веру и учение Церкви.
Было время, когда менее резонировали о вере, но более умели веровать, чем теперь. Было время, когда каждая мать, хотя бы и высоко образованная, не находила для себя большего счастья, как научить своего ребенка произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его был еще слаб и язык его нем; когда родители и сами охотно ходили в церковь, и детей своих водили туда, когда каждый праздник в доме был днем особенной радости и всё было рассчитано на то, чтобы юному христианину сделать особенно любезной и дорогой его веру и внушить ему уважение ко всему, что относится ко Христу и Его Церкви. Если же теперь этого уже нет, если при воспитании детей Закон Божий понимается только как предмет разума и уроки его назначаются рядом с уроками рисования и музыки, если дети никогда не видят своих родителей молящимися и не слышат от них ни одного слова о Боге, о вере, о Церкви и ее спасительных средствах, словом, если дух религии не господствует в семействах, то может ли быть речь о набожности и религиозности их и в будущем? Кто в ранние годы не испытывал на себе силу веры, кто не был приучен всё нечистое и греховное побеждать благочестивыми упражнениями, для того впоследствии, когда начнут пробуждаться дикие, низменные инстинкты, все средства Церкви теряют свое значение.
в) Третью и главную причину безцерковья мы должны искать в той страшной буре, которая поднялась в конце XVIII века против Христа и Его Церкви, и пронеслась, как опустошительный ураган, по всем странам Западной Европы. Безбожные, материалистически настроенные люди заключили нечестивый союз и задались безумной целью стереть с лица земли веру в Сына Божия. А так как они не в состоянии были с достаточной основательностью противостоять вечной истине, то пустили в ход всё: и хитрость, и лукавство, и ложь, и обман. Христианскую веру они стали выдавать за глупость, чудеса Священного Писания за сказки и легенды, учение Церкви за обман, причем страшным насмешкам подвергаемы были все церковные обряды и обычаи. Вся Европа наводнена была книгами, в коих простому народу давалось понять, что религия есть суеверие, священники – льстецы и обманщики, поддерживающие это суеверие из своих корыстных целей, и что человечество теперь настолько развилось, выросло и окрепло, что может стоять на своих собственных ногах, не нуждаясь ни в чьих помочах. Губительны были последствия этой повой проповеди для легковерных и легкомысленных людей. Произведения этих учителей, обнаруживавших иногда выдающиеся таланты, были приняты за последнее слово науки, и под ослепительным блеском и язвительными насмешками их речей забыто было об исследовании и проверке их истинности и основательности.
Тогда многие и очень многие несчастные юноши и старцы, богатые и бедные бросались в объятия неверия. Последнее было увлекательно для них потому, что снимало с них бремя церковной дисциплины и пролагало широкую дорогу к удовлетворению животных страстей, где можно было не бояться Бога, где чувственные наслаждения рисовались как высшее благо человека, который, отрешившись от мысли о бессмертии. ожидал одинаковой участи со всеми животными. С того времени дух неверия постоянно возрастал и усиливался и в отдельных людях, в семействах, и обществе, пока, наконец, не изгнал из кабинетов Библию и все лучшие религиозно-нравственные произведения, заменив их песнями, сказками и такими книгами и брошюрами, которые поставили своей задачей смеяться и оскорблять неё, что есть у благочестивых людей святого и священного.
Всякий, кто обнаруживает усердие к Церкви, провозглашается здесь глупым, отсталым человеком, которого еще не коснулся свет научного просвещения. Мало-помалу господствующим топом нашего интеллигентного общества сделалось как можно реже ходить в церковь, и глупая гордость не уронить себя во мнении такого общества, не прослыть темным, непросвещенным человеком действовала на одних, а страх подвергнуться насмешкам и издевательствам – на других.
Таковы пути, по которым многие из христиан удалились от Церкви.
г) К этому у многих присоединяется еще страшная сила господствующего порока, которая притупляет всякое религиозное чувство, застилает густым туманом духовные очи и низводит человека с высоты небесной в область чувственных наслаждений, овладевающих всем существом его. В таком состоянии он не чувствует уже никакой потребности в приближении к Богу, он не может и не хочет уже и молиться. Какое удовольствие он может получить от общественной молитвы в церкви, когда ему всё напоминает здесь о глубоком падении его души, когда близость Бога приводит его в смущение и страх. Всё, что говорится здесь о смерти, о суде и вечном воздаянии, всё это нарушает его внутренний покой, пробуждает угрызение совести и не дает ему спокойно спать. Что может быть в этом случае всего естественнее, как не избегать намеренно всего, что может напоминать ему о его духовном бедствии, о его нравственной бедности и наготе. Вот причина, почему многие из христиан не ходят в храм Божий и не хотят слушать здесь слово Божие. Это слово, как меч, как острое копье, вонзается в сердце, доходя до разделения души и духа (Евр.4:12). Ели бы пред такими слушателями выступил сейчас со своей евангельской проповедью и сам апостол Христов, то они и его едва ли стали бы слушать. Так стоял некогда бедный, заключенный в узы апостол Павел пред правителем области Феликсом и говорил о вере во Иисуса Христа. Пока Павел говорил об общих истинах веры, Феликс слушал, – но как только начал он говорить о целомудрии, о будущей жизни, о суде и аде, Феликс, уязвленный в своей совести, смутился и сказал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя (Деян.24:25). С этим Феликсом можно сравнить тех из христиан, которые избегают общественного богослужения в храме потому, чтобы не оказаться в таком же положении, в каком находился Феликс.
Возлюбленные о Господе братия и сестры! я указал вам на причины непосещения храмов известных слоев нашего общества на тот конец, чтобы вы не увлекались такими соблазнительными примерами и не думали, что поступающие таким образом имеют основание. О, не следуйте их примеру, берегитесь соблазна! Не берите примера и с тех так называемых христиан, которые хотя и ходят в храм Божий, но ходят не для поклонения Творцу, не для раскаяния во грехах своих, не для освящения своей души и тела молитвою, а для развлечения, как на зрелище, для свидания со знакомыми, что можно бывает видеть из их легкомысленного настроения, из их позы, их улыбок и смеха и из шутливых разговоров между собой. Поистине, если Церковь сетует о тех из чад своих, которые совсем не ходят в храм Божий, то она мало имеет основания радоваться и за тех, которые хотя и ходят, но не делают различий между церковью и танцевальным залом.
Ходите же, возлюбленные, в храм сей как можно чаще, ходите с благоговением и страхом Божиим, не смотрите на него как на простое здание, как на дело рук человеческих. Нет, это не простое здание, не обыкновенное место собраний, а дом Божий и врата небесные, это – селение Вышнего, чертог Царя Славы, страшный и досточтимый для самих Херувимов и Серафимов. Здесь отселе будет совершаться и тайнодействоваться то, чего нет на самом небе, несмотря на всё его величие, – ибо здесь будет совершаться Таинство Пречистого Тела и Крови Сына Божия. О, Всемогущий, Вечный и Всеведущий Боже, даровавый нам великую радость обновления и освящения сего храма! Не отврати лица Твоего от нас и услыши нас в оньже аще день призовем Тя на месте сем! Аминь.
Слово при освящении Троицкой, на Капельках, церкви. // Московские церковные ведомости. 1909. № 4. С. 73–80.