О предстоящем времени Великого поста
Предложение всему духовенству Пермской епархии
Приближается поприще святого и непорочного поста. Даже и те, что давно уже не соблюдают не только всей строгости его, но и телесно не постятся, и они, однако, чувствуют всю силу духовную в подвиге поста добрых христиан. И такие не постящиеся делаются по разным побуждениям подвластными силе поста, осторожными и более внимательными к своему поведению. Во дни Великого поста и они многого не позволят худого, что без раздумья делают в обычное время.
Тем более бесконечно благотворен пост для духовной жизни и поведения тех, кто свободно предает себя в послушание уставам святой Церкви. Для таких пост – веселое поприще весны духовной, когда под живительными лучами Солнца правды Христа Бога в душе исчезает всякий лед и мраз духовного охлаждения, вместо которых оживают все лучшие стороны нашей божественной по происхождению природы.
Отцы и братие! В нашем пастырском распоряжении время поста есть высокое и благоплодное средство пастырского воздействия на души христиан. И как все Божественное, так и дело поста мы должны со властью и дерзновением проявлять душам верующих, всех призывая к нему, особенно в настоящее тяжкое время суда Божия над нами и над всем забывшим Бога миром. Мы власть имеем не от человека, но от Самого Бога, и высоко должны держать ее, как свое высокое и ответственное назначение для мира, для искупленных Кровью Христовой чад Божиих. Горе нам, если мы не являем миру этой Божественной власти, если мы трусим явить ее, если мы как бы крадучись и стесняясь исподтишка намекаем людям Божиим, что они чада Божии, что они должны смиряться перед Богом, каяться Ему.
Итак, со дерзновением и мудрой настойчивостью зовите всех к Богу, к посту и покаянию перед Богом. Не переставайте, по заповеди святого апостола Павла, всем и всякому напоминать о сем. Только на этот зов всех к Богу мы и поставлены. Только за это и ответ дадим Господу. Если же мы не зовем людей к Богу, то они погибнут, а души их от нас взыщет Господь Судия Праведный, по слову Его к Пророку Иезекиилю. 69
Но для доброплодности таких призывов нам следует со своей стороны сделать все, чтобы время поста так и было обновлением и измовением жизни христиан. И прежде всего, богослужение совершать во время поста со всякой исправностью и по возможности не только в приходском храме, но и в поселках, чтобы дать возможность и отдаленным прихожанам исполнить долг исповеди, а вместе не ввести их во искушение оправдываться в неисправности отдаленностью от храма Божия. Мне известно достоверно и от самих прихожан, что многие приходские священники так и поступают, очевидно, исключительно от своего доброго пастырского произволения, понуждаемые к тому только своей иерейской совестью, которая да будет у всех нас как чистое зеркало чувствительной. Теперь же, ввиду приближающегося Великого поста, предлагаю вам озаботиться всеми мерами, чтобы непременно служить для исповеди и причащения православных и по отдаленным поселкам прихода, заранее составив определенное расписание таких служений и оповестив о том жителей, чтобы готовились и потрудились выслать подводу для причта, а равно отвести и квартиру ему. Чтобы подготовить к тому население прихода, следует воспользоваться первой неделей Великого поста. В течение ее читается Великий канон преподобного Андрея Критского, к сожалению местами вовсе оставленный, почему православные и отвыкли от трогательной службы «мефимонов», на которых духовно воспитывались их отцы и деды. Кроме того, на первой же неделе обычно причты совершают по приходу и «постную молитву». Вот и устройте так, чтобы для совершения того и другого побывать на неделе во всех поселках прихода, заранее оповестив о том поселян, назначив для того и дни, и часы на дне.
Можно в течение дня побывать и не в одном поселке. Собрав по приезде в деревню жителей, рассказать им о цели своего прибытия, совершить великое повечерие с чтением канона того дня преподобного Андрея Критского, а затем, предпослав несколько своих слов о посте, о покаянии, прочитать ниже припечатанное мое о том послание, которое всяким, особенно сельским, священником должно быть прочитано в церкви в Воскресенье мясопустное, сырное и первой недели поста. После того тут же и объявите, когда намереваетесь быть в данном поселке для исповеди и причастия православных (если данный поселок удален от приходского храма). Если все это сделано будет от пастырского усердия к делу, с возможной рассудительностью и резонностью, то, несомненно, кроме сочувствия и готовности на доброе дело ничего не встретите и от православных. Условившись об этом, тут же накажите сельскому старосте озаботиться своевременным доставлением подводы и отводом квартиры для причта, а равно и помещения для совершения богослужения. Когда же будете совершать по деревням исповедь и служение, следует воспользоваться сим временем и для обучения православных и молитвам, и пению молитв и песнопений. Это уже непременная обязанность диаконов и псаломщиков, что и должны все знать раз навсегда, хотя, конечно, многие и священники с любовью займутся сим святым делом. Вы знаете, как привлекают к себе сектанты общим пением своих пустых и монотонных стихов. Тем более привьется наше могучее и разнообразное церковное пение чудных песнопений православных. Этим можно заняться и между служениями, и в то время, когда идет исповедь и исповедники в ожидании сидят свободными. Вы сами знаете, как празднословно исповедники проводят время, дожидаясь очереди к исповеди. Вот и займите это праздное время, когда и душа исповедников настроена на восприятие всякого благочестивого научения. Тут все доброе, как на мягком воске, отпечатлеется в душе христианской. Знаете и то, как мало научены православные знанию веры, молитвам, добрым христианским навыкам, житиям Святых. Вот всему этому и учите их во дни говения. Знаю, что духовникам это трудно будет совместить с исповедью. Посему поставляю это в обязанность диаконам и псаломщикам. Для научения всему указанному не нужно никакого красноречия. Умеющий петь и читать научит исповедников и молитвам, и пению этих молитв, и житиям Святых, и православным обычаям. Несомненно, найдутся и из прихожан ревнители, которые с умением помогут в этом деле. И будет от такого простого дела мног плод для Церкви Христовой.
Итак, к делу, отцы и братие. Бог всем нам помощник да будет.
Пермь. 19 января 1916 года