Проповеди на праздники:


О предопределении и Промысле Божием. Беседа о мероприятиях против холерной эпидемии

В минувшем году многие города страны нашей посетила холерная эпидемия.

Если бы кто стал говорить или думать, что эта губительная болезнь и другие бедствия происходят случайно, без ведома или попущения Божия, тот погрешил бы против евангельской истины. Если и малая птица не падает на землю без воли Отца Небесного, то тем более не может погибнуть якобы от случайных причин множество людей, у которых и власи главнии вси изочтены суть (Мф.10:30).

Погрешил бы также и тот, кто подумал бы, что всякое несчастье, постигающее людей, происходит по желанию Божию: Господь с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти грешника (Иез.33:11), но человек иногда сам для себя устраивает свое несчастие и погибель: например, если кто гибнет от неумеренного употребления вина или тонет на воде, переплывая бурную реку в утлой ладье, то не Бог виновник погибели их, но они сами, погибшие, устроили для себя бедствие, ускорили свою смерть.

Если бы кто сказал о человеке, проводящем развратную жизнь или занимающемся воровством, грабежом или разбоем, что ему быть таковым предназначено от рождения или, как говорят, якобы «на роду написано», то это была бы хула, на Бога – тяжкий грех. Бог никому не предназначает заранее быть преступником или злодеем. Он терпит зло, но не соизволяет ему. Терпит пьяницу, развратного и разбойника, но никому из них не предназначил быть таковым. Они сами довели себя до преступления и злодеяния. Как от солнца всегда исходит только свет и тепло, так и от Бога исходит одна благодать просвещающая и любовь согревающая. Бедствия Он попускает для блага самих людей – попускает, но не благоволит о них и не радуется им. Господь попускает войну, голод, болезни, смерть не для того, чтобы поголовно истреблять всех, но дабы бедствием одних привести в страх других, возбудить их от беспечности и привести к покаянию. Погибающим в это время самая смерть служит ко благу их: для нераскаянного грешника благо состоит в том, что для него прекращается возможность прибавлять грехи ко грехам, а следовательно, полагается конец увеличению тяжести наказания за грех. Для покаявшегося грешника мучения болезни и бесславие смерти его служат во очищение грехов, а для праведника – в сугубое воздаяние в загробной жизни.

Если бы во время бедствия, постигшего одного человека или целое семейство, кто-либо подумал: если Богу угодно будет, то Он помилует и Сам избавит от бедствия, нужно только молиться Ему, – а если Ему не будет угодно избавить от сего, то кто может противиться воле Его? Если Бог попустил бедствие и не избавляет от него Своею всемогущею силою, то не будет ли даже грешно искание помощи человеческой или употребление каких-либо средств для избавления от такового бедствия? Не грешно ли призывать врача и употреблять лекарства во время губительной болезни? – Нет. Во время бедствия Господь не воспрещает изыскивать и употреблять средства для избавления от них. Напротив, Сам Он повелевает уклоняться от бедствий и искать спасения от них, что можно видеть из Святого Писания, из учения святых отцов и из жизни угодников Божиих. Во время опустошительной войны и нашествия неприятеля Господь не воспретил одним защищать отечество от врага оружием, другим скрываться в безопасные места. Во время гонений в одном городе Он повелел убегать в другой (Мф.10:23). Для того и дан человеку разум, чтобы он при руководстве его устраивал свое благополучие на земле, поддерживал бы свое здоровье и хранил свою жизнь.

Господь хотя и допустил на земле разного рода болезни как наказание за грех или последствия греха, но в то же время Он даровал человеку врачебное искусство, а из земли создал врачевства и не благоволит к тому, кто пренебрегает сими дарами Божиими. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, говорится в одной священной книге, и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 8:9,12). Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его, – говорится в той же книге (Сир.38:4,6). Господь повелевал иногда употреблять некоторые предметы и вещества как спасительные средства от болезней, хотя Он и мог врачевать всякую болезнь душевную и телесную одним дуновением, или словом, или одним хотением. Так, болевшему царю Езекии Господь, возвестив чрез пророка сперва скорую смерть, а потом – ради слезной молитвы его – прибавление жизни на пятнадцать лет, повелел чрез того же пророка приложить пласт смоквы, и болезнь миновала (4Цар.20:1–7). И Сам Спаситель Христос, исцелявший всякого рода болезни единым словом, не для того ли употреблял иногда и видимые вещества для исцеления, дабы тем показать, что целебная сила Божия заключается столько же в хотении и слове Его, сколько в прикосновении, брении и омовении и что при благодатных средствах не должны быть пренебрегаемы естественные средства, как в евангельском чуде исцеления слепорожденного употреблено было брение, помазание и умовение водой Силоама (Ин.9:6–7). Святые апостолы мазаху маслом многи недужныя, и (сии) изцелеваху (Мк.6:13). Для последующих времен на исцеление недугующих установлено Таинство Елеосвящения. Кому не известно, что многие больные получают врачевание своих недугов, иногда тяжких и долговременных, чрез помазание и вкушение елея, взятого от лампады, возжигаемой пред святыми иконами? Хотя во всех этих случаях благодатная сила, врачующая телесные и душевные недуги, заключается в веществах и подается чрез них, подобно тому как врачебная сила заключается в лекарствах, но источник и благодатной, и естественной врачебной силы один и тот же – Создатель всего Бог.

Если Господь повелевает пользоваться врачами и врачебными средствами, то нужно ли молиться Богу и просить ходатайства святых Его об избавлении от болезни и смерти?

Молиться следует, притом с верою и со всяким усердием, с сердечным покаянием во грехах и обещанием исправления в них. Сын мой, говорится в сказанной священной книге, в болезни твоей... молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце (Сир.38:9–10). Господь приемлет смиренную и покаянную молитву и помогает призывающим Его в бедах и болезнях, но только в тех случаях, когда при этом не была пренебрежена ни возможная человеческая помощь, ни врачебные средства и когда сии оказались бессильными. Напротив, Господь не будет спасать чудесным образом там, где для избавления от бедствия, опасности или болезни достаточно известных человеку и доступных для него естественных средств. Дерзнем ли мы просить и по молитве своей ожидать чудесного исцеления, например, от простого недомогания, происшедшего вследствие простуды, когда болезнь эта и последствия ее могут быть устранены простыми домашними средствами, почти всякому известными? Не будет ли в таком случае молитва наша грехом против заповеди: Да не искусиши Господа Бога твоего (Втор.6:16)?

Так должно сказать и о холерной эпидемии: с молитвою к Богу и покаянием во грехах не нужно пренебрегать и теми средствами, какие предлагаются врачебным искусством, а также со всею точностью нужно исполнять все предохранительные меры против этой страшной болезни, какие предлагает благопопечительная власть. Кто пренебрегает советами врачей, тот грешит против слова Божия, повелевающего почтить врача честию по надобности в нем (Сир.38:1). Кто не повинуется распоряжениям представителей власти, предлагающих предохранительные меры против распространения болезни, тот противится Божию повелению, ибо власти установлены от Бога для благоустроения и сохранения человеческих обществ (Рим.13:1). Кто пренебрегает предохранительными против распространения болезни мерами, тот грешит против самого себя тем, что не хранит своего здоровья и жизни, – грешит и против ближнего своего тем, что способствует распространению заразы в своей семье и среди своих соседей, и таким образом от неосторожности, неразумия и небрежности его многие могут погибнуть и многие осиротеть.

Из сказанного видно, что 1) бедствия хотя и попускает Бог, но не благоволит о них: зло не от Бога, хотя и терпится Им; 2) против бедствий и болезней спасительные и предохранительные средства употреблять не грешно, со словом Божиим согласно и освящено святыми примерами; 3) кто во время общественного бедствия бездействует, предохранительных и спасительных мер не употребляет, богоучрежденной власти, предлагающей таковые меры, не повинуется, тот грешит против Бога, против ближнего и против себя.

Как в деле спасения, так и в устроении мирной и благополучной жизни нужна не одна помощь, испрашиваемая молитвой, но и собственные усилия человека: молись и трудись, на Бога надейся и сам не бездействуй.

Итак, не будем несмысленны, но будем уразумевать, чего требует от нас Бог. Почти врача честию по надобности в нем (Сир.38:1). Всяка душа властем предержащим да повинуется: начальник, Божий слуга, тебе во благое, в наказание же злым (Рим.13:1,4).

Проповеди на праздники:

Наверх