О постоянной и переменной составляющих
Притча о минах наводит на сравнение с притчей о талантах. И там, и здесь некий господин, отходя, оставляет каждому рабу некую сумму денег. Но талантов давалось разное количество, «каждому по его силе» (Мф.25:15). Мина же – только одна каждому. Приращение талантов шло половина на половину. А на одну мину один приобрел десять, другой – пять. Нерадивый же раб возвратил либо единственный талант, либо единственную мину.
Еще обратим внимание, что в притче о талантах – некий замкнутый мир, где только господин и его рабы. А в притче о минах, кроме рабов, есть еще и свободные граждане той страны, которые «ненавидели» господина, и не хотели, чтобы он был над ними царем. В обоих случаях и единственный талант, и единственная мина, не принесшие приращения, были отобраны и отданы тому, у кого было десять талантов или мин.
Все добрые и верные рабы получили похвалу за то, что были верны в малом. Но те, которые умножали таланты, просто были приглашены войти в радость господина. А приобретшие мины получили власть над городами, соответственно количеству приобретенных мин. Враги же господина, не желавшие, чтобы он получил царство, были избиты пред его очами.
И в той, и в другой притче говорится, что все мы получаем от Бога некие дары. Но в этих дарах есть некая «переменная» величина, которая дается каждому «по силам его». А есть и некая «постоянная», которая дается каждому в равной мере. «Переменная», это те дары, которые в разной степени Бог дает всякому человеку, верующему и неверующему.
Но есть дар, который получает только тот, кто называется христианином. Христиане говорят, что Господь Иисус Христос «по Своему изволению и благодати» спас нас, разрушив смерть и даровав каждому «жизнь и нетление через благовестие». Благовествуется всему миру, но христианин – тот, кто принял эту благую весть, признал Иисуса Христа своим Царем и Богом.
Вот христиане и получили каждый по одной мине, не больше, и не меньше. Потому что как жизни, так и смерти не может быть ни больше, ни меньше: если живем, то живем вечно, а если умираем, то умираем навсегда. Христос распялся за каждого, ни больше, ни меньше. И если мы признаем этот факт, то он определяет всю нашу жизнь. А эта наша новая жизнь работает, свидетельствует о нашей вере. Она как бы отдается торгующим, чтобы работать не только в нас, но и вокруг нас. Благовестник и делом, и словом говорит каждому: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». И мина благовествующего рождает мину в слушающем – и в одном, и в другом, и в пятом, и в десятом. От свечи зажигается новая свеча – и другая, и третья. И все это приносится Господину.
Но как же тот, который ничего не принес? Ведь он знал, что господин имеет привычку брать, «чего не клал», и жать, «чего не сеял». Знал, и не сделал. Почему? Может быть, стыдился «свидетельства Господа нашего Иисуса Христа»? может быть, боялся страдать «с благовестием Христовым»?
Но, может быть, и лучше, если мы этого никак не можем понять. Потому что понять богопротивника, это значит – приспособить свой ум к его уму, точнее – отравить свой ум его лукавым умом. И то, что это нам никак не удается, – может быть, как раз и говорит о том, что мы не совсем безнадежны для Царствия Небесного, и что «благодать Божия» все-таки «не тщетно» была принята нами.