Проповеди на праздники:


О послушании Христу. 2000 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее Евангелие о чудесной ловле рыбы говорит нам о том, что мы должны научиться благословению Божию, узнать, что оно значит, через наше послушание Господу. И о том, что Божие благословение и наше послушание Господу необходимо нам во всей нашей жизни, во всех наших трудах, и земных и небесных.
Господь, закончив Свою проповедь, которую Он говорил из лодки, принадлежавшей Симону, велел ему отплыть от берега, отступить немного от земли, и забросить сети. Симон отвечает ему: «Господи, мы трудились всю ночь...» — всю ночь, когда благоприятное время для ловли и ничего не поймали — как же можем надеяться что-нибудь поймать сейчас, когда наступил день? Так не бывает, но если Ты говоришь, по слову Твоему я сделаю так.
Это послушание Симона, будущего первоверховного апостола Петра, дает нам образ того, как рождается Церковь, и образ того, каким должен быть путь каждого христианина, путь святости: он должен начинаться из всецелого доверия Господу и послушания Ему. Каким же должно быть наше послушание? Святые отцы говорят, что мы должны слушаться Господа не только в TOM, что кажется нам понятным и возможным, но и в том, что кажется непонятным и невозможным, потому что невозможное человекам возможно Богу. Когда Христос говорит, не должно быть никаких возражений. Надо идти, куда угодно, даже на смерть, если Он говорит, и Христос будет с нами.
И Симон скажет: «Господи, готов  с тобою на смерть и в темницу» (Лк. 22, 33). Но человеку надлежит возрастать в этом постепенно, от земного к небесному. И в земном возрастать — в видении присутствия Божия во всем, что происходит на земле — И В небесном.
Итак, Симон повинуется Христову слову, он отплывает на глубину, забрасывает сети, и они тотчас же заполняются рыбой, так что сети почти разрываются. И нагружают рыбой не только лодку Петра, но и лодки других, тех его друзей, которые были рядом с ним. Вначале зовут их на помощь, чтобы €My помогли, потом и эти лодки нагружаются так, что они начинают тонуть. Как будто бы вдруг совершается переворот во всем, что происходит в порядке земной жизни, как— будто открылся таинственный источник, и сейчас этой рыбой заполнится все, и не только рыбой, а всем материальным. Все, что угодно будет дано, сколько угодно! Можно с ума сойти просто от видения того, что совершается. И наверное, они бы сошли с ума, если бы не было с ними Господа.
Как чудо это совершилось? Сила Христова совершила его. Христос повелевает морями и всем, что движется в них. Святитель Николай (Велимирович), недавно прославленный сербский святой, говорит, что у рыб нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать, однако, рыбы услышали слово Христово и послушно поплыли в сети. И он восклицает: «Рыбы Геннисаретского озера слушаются Христа, а мы, имеющие уши слышать, почему так упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться ему, этому слову евангельскому, о слышании которого мы молимся всякий раз в церкви, прежде чем услышать его: “И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим...” Как будто мы глухие и бесчувственные, хуже зверей и рыб, которые повинуются Господу».
Симон и его товарищи дважды ловят рыбу. Первый раз без Христа, второй раз — с Ним. Хотя они и трудились всю ночь, они не поймали ничего, но второй раз их сети заполнились в чудесном преизбыточествующем множестве, потому что там, где Христос, там Ero благословение. А где Христово благословение, там изобилие и богатство. Никто не говорит, что человек может сидеть, сложа руки, ожидая, что все чудесно придет само собой, без его усилий. Нет — в поте лица человек должен добывать хлеб свой, и это первая заповедь, которую он получил после изгнания из рая (Быт. 3, 19). Но несравненно более, чем всякий труд, необходимо человеку Божие благословение.
Один греческий епископ рассказывает, как он приехал в современный рыбацкий поселок. Рыбаки пожаловались ему, что хотя они работают много и используют новейшее оборудование и изобретения, уловы у них в последние годы все скуднее и скуднее, и все чаще они возвращаются с пустыми сетями. Один старый седой рыбак, слушая их, сказал: «Мальчиком я часто отправлялся со взрослыми на рыбную ловлю. У нас были старые простые способы ловли, но мы много ловили рыбы. И я думаю, что это было благодаря Божию благословению. Ведь мы все, старые и молодые, прежде чем войти в лодку, осеняли себя благоговейно крестным знамением, говоря: “Господи, благослови! и никто не ругался, не сквернословил, не делал ничего безобразного. А сегодня мы богохульствуем не только на земле, но и на лодках в море, и в самолетах в воздухе. Много безобразий творит человек. И нет уже благословения Божия, нет благословения Христова на земное». Конечно, Бог милостив, Его милость превосходит всякое разумение. Он солнцу Своему повелевает светить, и дождь посылает на неблагодарных и злых, но всему существует предел.
Мы понимаем, что не только рыбаки нуждаются в благословении Христовом, но и земледельцы, и вообще все люди. Скажем, в земледелии, никакая самая лучшая техника, лучшие сорта семян, никакие ученейшие агрономы не помогут, если все будет делаться не с молитвой, а со сквернословием. Если небо не даст дождя, а солнце не пошлет столько лучей, сколько нужно — не больше, и не меньше — если не будет Божия благословения, все поля будут бесплодными. И мы видим, что бесплодной становится наша земля, хиреет она без Божиего благословения.
Разве недостаточно преподал Господь подобных уроков нашему Отечеству в течение минувшего столетия? И никак не вразумляемся этим.
Ho еще раз напомним самое главное, о чем говорит сегодня Евангелие. Там, где Христово благословение — там не только земной успех, там открывается возможность обрести иное, непреходящее богатство, совершенно новую жизнь. И здесь послушание наше Господу должно простираться до такого предела, чтобы соединилось оно с Божиим благословением. Когда оно соединится с Божиим благословением, тогда произойдет чудо, тогда мы узнаем Христа, Его благодать, Его любовь. На самом деле, всегда Христос первый к нам приходит и открывает нам Свою любовь и Свою благодать, чтобы мы научились настоящему послушанию, чтобы мы в течение всей своей жизни, в конце концов, достигали такого предела послушания, где это соединение с Божиим благословением уже станет совершенным.
Любовью Христовой уязвившись, все святые, апостолы, мученики, преподобные, святители все земное оставляют, и очень часто B тот час, когда земное расцветает так, как они никогда не видели в своей жизни.Церковь призвана возвестить, явить своей жизнью, что подлинная судьба человека находится за пределами этого мира, который преходит. И этот период земной нашей краткой жизни — только предварительное, хотя и решающее начало. Решающее, потому что в течение этого периода мы должны научиться послушанию, с тем чтобы принять все, что хочет нам дать Господь.
Он все хочет нам дать, что есть на земле и что есть у Него. И Он больше нам хочет дать — всего Себя, и отдает нам всего Себя. И мы призываемся, чем больше мы связаны с этим миром, чем больше любим землю, ее красоту, все достижения ее цивилизации — тем больше почитать все тщетой ради превосходства познания Господа нашего. Для Него я от всего отказался, и самые величайшие достижения, какие только могут быть в любой области, за сор почитаю — говорит апостол — чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 8).
И мы призываемся быть свидетелями того, что это реально существует. Узнав на земле, как милостив Господь, научившись послушанию от Него, стать тоже ловцами человеков для вечности (Мф. 4, 19). He только апостолы, епископы, священники — всякий человек, который знает вечную жизнь, призван быть таким, потому что весь мир живет и не знает, куда идет он. И что ему, в конце концов, богатство или небогатство, если все обрывается полным разрушением, смертью? Вот только эта вера в безусловном, безоглядном послушании Божию благословению имеет смысл, только любовь, только Господь, Который говорит нам, что «небо и земля прейдут, а слова Moи не прейдут» (МФ. 24, 35).
Будем молить Его, чтобы благодатью Его раньше, чем придет смертный наш час, научиться нам не просто оставить все земное — ведь и так все оставим — но радостно оставить ради бесконечно лучшего, что предлагает нам Господь. Все оставить, что есть у нас, и самих себя отвергнуться, чтобы не было в нас никакого препятствия, ни одним грехом, никакой привязанностью к земле действовать в нас и через нас Господу.
Чтобы благовестие о Спасителе мира Христе, распятом человеческими грехами («Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный» ) и воскресшем из мертвых, слышалось в ответе на единственное вопрошание Господа во всей нашей жизни: «Ей Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 17). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх