О послушании и смирении. 1999 г.
Bo имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Святая Церковь в Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в этот праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, говорит о том, как мы должны подготовиться к этому празднику. Мы слышали Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа».
Как говорит пророк Малахия: вот, я посылаю перед Тобою Ангела, который уготовит путь пред Тобою (Мал. 3, 1). Святой Иоанн Предтеча называется Ангелом, потому что он, больший из всех, рожденных женами, «сподобившийся коснутися верху Творца мира», первый из людей, который увидит явление Бога, Пресвятой Троицы вo святом Крещении. Этот человек называется Ангелом, потому что он как бы первым из людей показывает, что Бог может сделать с человеком: восстановить его бессмертное, небесное, ангельское достоинство.
Он Ангелом называется, говорят святые отцы‚ потому что в самой высокой степени являет в своей жизни послушание Богу и смирение. В этом тайна жизни каждого человека, одна-единственная тайна каждого человека. И оттого что он исполнен такого высокого послушания и смирения, оттого что он избран еще прежде рождения своего, когда, как говорит Священное Писание, еще во чреве исполняется Духа Святого и готовится к своему необыкновенному служению быть Предтечей Самого Бога, явившегося на земле, oн, зная Духом Святым о своем высоком особенном призвании удаляется в пустыню и в течение долгих лет совершает там подвиг молитвы, послушания и смирения, прежде чем он явится с проповедью покаяния всему миру.
Этот человек — Ангел, говорят святые отцы, потому что он свободен от всего земного, от искания всего, что ищут обычно люди на земле, даже знающие Бога. И он, как Ангел, когда выходит на проповедь уже видит людей, самую их суть, души их видит. Не различает, кто перед ним стоит, ни по месту, которое занимает этот человек в жизни, ни по тому, какая у него слава, какой властью он обладает, каким богатством, каким знанием, какой ученостью, каким благочестием, каким возрастом. Он видит только душу человека, как ангелы. Он не видит плоти человека, которая прикрывает, закрывает душу, а он видит самую глубину человека, и обращается к этой глубине каждого человека.
Он знает своим тридцатилетним подвигом молитвы, послушания и смирения в пустыне, что все, что в мире существует — от Бога. Все, что люди дают друг другу, они от Бога берут. Не только земное, но самое великое, самое ценное. Поэтому он весь к Богу устремлен, поэтому он не боится ничего, потому что знает, что никто ничего не может сделать на земле, если Бог не попустит по Своей благой цели совершить это человеку.
И он знает, как страшен грех. Oн знает это на опыте собственной жизни, на своем собственном покаянии. И он обличает грех явный, который является соблазном для других, как Ирода он обличает. Как первосвященников, тех, которые призваны быть духовными вождями своего народа он называет змеями, порождениями ехидниными (Мф. 3, 7). И глядит прямо в душу каждого человека.
И говорит о том, что исполняется то, что сказано в пророчествах: глас вопиющего в пустыне: уготовайте пути Господу, прямыми сделайте стези Его. Что такое «пустыня»? В самом деле, он же в Заиорданской пустыне находится. И народ приходит туда, в эту пустыню, чтобы исповедовать грехи свои. На самом деле, мы понимаем, тут больший смысл. Пустыня — это все человечество, это вся его история, которая иссохла от грехов, как от самой страшной болезни может иссохнуть человек, и на самом деле мертвым может уже делаться от грехов своих. И пустыня — это все души человеческие, которые, как реки, иссыхающие в пустыне, потому что не имеют сами в себе жизни.
И он напоминает пророчество Исаии o том, что всякий высокий холм и гора да понизятся, а всякий дол да выпрямится и обретет высоту (Лк. 8, 4—5), обращаясь ко всем людям без исключения. К нам, не только к тем, кто ero слушает. Если кто из нас о себе думает высоко в любом плане — в духовном, или в талантах, или умом — тот понизится Господом. А тот, кто смиренно осознает свою нищету, тот будет возвышен Господом.
Он как бы говорит одновременно, обращаясь ко всем людям: «Вы, которые считаете Бога низким долом, ничего незначащим для вашей жизни, в то время как Он самая величайшая высота, недостижимая для вашего зрения. И вы, которые думаете, что те ценности, которые цените в этом мире, и материальное богатство, и все остальное и считаете это холмами и горами — все это будет понижено и станет на свое место».
Грех — вот что искажает реальное видение человека, вот что не дает человеку видеть в подлинном свете все, что в мире есть. И поэтому он призывает к покаянию, с тем чтобы все выпрямилось, все стало таким, каким на самом деле является.
Покайтесь — вот первые слова, которые он говорит — приблизилось бо Царство Небесное.
И этот его призыв к покаянию очень строгий, огненный не только потому, что он говорит, что уже секира при корне дерева лежит — при корне жизни всякого человека. И всякое древо, не приносящее плода, срубается и бросается в огонь вечный (Лк. 3, 9). И это правда, это реальность, это то, что относится к жизни каждого человека. И он призывает это увидеть, увидеть этот топор, который у древа жизни каждого человека. Еще немного и будет срублено это древо. И не это страшно, а то, что оно в огонь вметается — в вечный огонь.
И еще его проповедь покаяния глубока тем, что он говорит, обращаясь в первую очередь к тем, кто думает, что они ведут высокую духовную жизнь: «Не начинайте говорить, что мы имеем отца нашего Авраама» (Лк. 3, 8). Не думайте, что вы его наследники, что вы в Церкви, что вы хорошо знаете Писание и соблюдаете все установления церковные. Принесите, говорит он, плоды достойные покаяния. Он знает, что такое человеческая природа, как она удобопреклонна ко греху, как она слаба, как грех силен, и потому он не ловит никого на слове. И в то же время не с готовностью доверяет всякому человеку, который приносит покаяние, даже если он искренне кается. Он знает природу человеческую, и говорит, что слова покаяния должны быть подтверждены делами.
Он говорит об этом, призывает к тому, чтобы мы увидели свое подлинное состояние. Чтобы стало нам ясно, что грех особенно опасен тем, что от частого повторения он, как говорят святые отцы, становится у человека привычкой, то есть, второй его натурой, природой человека. Потому он снова и снова возвращается, этот грех. Человеку кажется, что он уже покаялся, но он снова возвращается к своему греху. И для того, чтобы освободиться от греха, человек должен принести плоды достойные покаяния. Точно так же должен он добродетель сделать привычкой своей жизни, таким постоянным деланием, чтобы и все его естество стало исполненным добра.
Вот это единственное покаяние, которое может быть. Поэтому он обращается к тем, которые что-то о себе думают. Он говорит, что если вы каетесь в грехах и в то же время у вас остаются ваши злые мысли и ваши злые слова, если вы по-прежнему сосредоточены греховно на самих себе, то где ваше покаяние? Ведь именно из злых мыслей рождаются все злые поступки. И на самом деле, злые мысли и злые слова — это тоже злые дела, которые человек совершает прежде, чем он совершит поступки.
Змия, порождения ехидновы, кто сказал вам бежать будущего гнева? Если змея, говорят святые отцы, имеет яд в ее жале, даже если она еще не кусается, она остается змеей. Если в мыслях ваших по-прежнему то же устроение, разве что-нибудь изменяется от вашего минутного покаяния? Вот это слово святого Иоанна Предтечи мы призываемся услышать сегодня, накануне дня Крещения, потому что оно обращено ко всем нам.
Он обращается и к простым людям, говорит, что им нужно делать — самые простые вещи. У кого две одежды, отдай тому, кто не имеет ни одной, у кого пищи много, тот сделай то же самое. И к мытарям, то есть к сборщикам налогов — чтобы они не брали ничего сверх положенного. И к воинам, которые, может быть, были оккупантами, он говорит, чтобы они не совершали насилия, в то время как искушение, когда ты вооружен и когда ты можешь легко все взять, может быть очень большим. Самые простые требования он говорит этим людям.
И очень существенное требование: требование естественной справедливости, требование жизни по совести, что необходимо для каждого человека. Прежде чем он приступит ко крещению, прежде чем он придет ко Христу, он должен поставить себя перед этим законом. Христос — это любовь, это совершенство, а совесть — это предтеча любви, точно так же Иоанн Креститель — Предтеча Христа. И никто не может прийти ко Христу, если совести у него нет, если совесть попирается, И то, что сегодня делается в нашем народе и во всем мире — уничтожение совести и стыда — это война против Бога, против каждого человека. Война за то, чтобы убить каждого человека, чтобы он был «во тьме и сени смертной» и здесь, и в вечности, чтобы он никогда не пришел ко Христу.
То, что Предтеча делает, это еще нe прощение грехов. И то, что мы призываемся сделать по его зову, это еще не прощение грехов. Предтеча, как бы он ни был велик, не может, не имеет власти никому простить грехи. Грядет Некто, говорит он, крепче меня. Я крещу вас водой, но грядет Тот, Который будет крестить вас Духом Святым. Только Духом Святым прощаются грехи. Бог только прощает Своей любовью и крепостью грехи тем, кто подготовлен к принятию этого дара прощения. И то, что говорит Предтеча, и то, что мы исполняем, если мы исполняем то, что он говорит, это еще не есть спасение от грехов. Это есть приведение нас в такое состояние, когда мы оказываемся достойными предстать пред Господом нашим. Достойными вступить в праздник Крещения Господня.
A если этого нет, то все остальные грозные слова, огненные слова Предтечи относятся, в первую очередь, ко всем нам. Христос приходит, чтобы даровать нам Свою Божественную любовь, чтобы научить нас по-настоящему тайне послушания и смирения, потому что в этом совершенство человека: послушание Богу. Смирение то, которое Он являет Своей жизнью по отношению к Небесному Отцу. И то совершенство, которого достигает уже больший из рожденных женами по отношению ко Христу, весь исполненный послушания и смирения.
Дорогие братья и сестры — призывает нас сегодня Святая Церковь устами своих святых — запомним эти два слова: послушание и смирение. По отношению к истине — послушание и смирение перед истиной и любовью, перед правдой и совестью, и стыдом. Потому что где нет послушания и смирения, там не может быть мудрости и любви. А где нет мудрости и любви, там нет Бога. А где нет Бога, там нет человека, там человек как бы нe существует. Почему человек лежит мертвый? Потому что нет ни у кого из людей жизни, исполненной мудрости и любви, потому что зло и распад сильнее. И Христос приходит, чтобы даровать каждому из нас эту новую жизнь, запечатлеть наши мысли, все наше естество этой новой Божественной жизнью.
Мы будем готовиться не только к этому празднику, но к смерти нашей, потому что крещение — это же вхождение Христа в нашу смерть, в воды, в которых наша смерть, для того чтобы выйти из этих вод и даровать нам нетленную жизнь в Воскресении. Аминь.