О покаянии. 2001 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Крещение Господне — это начало Его общественного служения всем людям. Господь выходит на проповедь, и мы слышим сегодня в Евангелии слова: «Люди, сидящие во тьме, свет воссиял им великий». Тем, которые сидят во тьме и сени смертной, Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Он пришел к нам, — говорит апостол Иоанн Богослов, — не только водою, но и кровью (1 Ин. 5, 8). Он пришел не только водою, чтобы омыть наши кровоточащие раны греховные, но и Кровью — чтобы мы стали навеки живыми, прикоснувшись к Его ранам, чтобы мы воскресли с Ним даром Его новой жизни.
И мы тоже идем не только водою, но и кровью совершаем спасительный наш переход. Недостаточно нам креститься — надо еще, чтобы жизнь наша до конца соединилась с Господом. Поэтому слово о покаянии звучит сегодня к нам. Призыв к покаянию звучит перед Крещением. Но после Крещения он обретает особую силу. Потому что человек только тогда может по-настоящему покаяться, говорит преподобный Иоанн Лествичник, когда он знает свет Христов.
И мы должны покаяться до конца, до крови. Как говорит апостол Павел, вы еще не до крови подвизались за заповедь Христову (Евр. 12, 4).
Господь идет, чтобы спасти всех, чтобы избавить всех грешников от тьмы и смерти. Но только подлинных грешников, а не обманщиков — не тех, которые считают себя праведниками, нe видя своих грехов. И не тех, которые притворяются кающимися и хотят, чтобы их люди хвалили за их смирение, когда они обличают себя, и прославляли за покаяние, которого они не имеют. Тогда только человек может покаяться, когда он действительно сознает себя во тьме кромешной. Если человек не сознает себя во тьме кромешной, если он не переживает лишение света Христова, и при этом еще дерзает других людей учить чему-то, пытается другим, будучи сам слепым, открывать глаза, то к такому человеку Господь не приходит для исцеления, потому что у него нет покаяния.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное и свет воссиял великий. Этот свет должен нам воссиять, иначе мы не сможем принести подлинного покаяния. Этот свет — еще не обязательно тот свет, который потом увидят ученики Христовы (и то вначале самые лучшие ученики) на горе Преображения. Это свет, который сразу привлекает тех, кто ищет Бога и правды Его во Христе, так что они все оставляют, ученики Христовы, потому что видят в Нем то, что они всегда искали, и им открывается через Него новая жизнь. Они видят в Нем то, что невозможно увидеть никаким телесным зрением.
Крещение Господне называется еще праздником Просвещения, и теперь Церковь, зовущая нас к покаянию, будет стремительно приближать нас к дням, когда все это откроется снова и с новою силою — все то, что Господь совершил, выйдя из воды Иорданской.
Скоро мы услышим Евангелие о Закхее, первое перед началом Великого Поста. Этому человеку тоже было дано увидеть свет Христов, так что ему открылась правда в человеческих отношениях — справедливость, которой он не знал, и больше чем справедливость. Он будет готов теперь половину своего имения отдать, и все, что есть у него, только бы видеть всегда то, что он увидел, еще нe зная в полноте благодати Божией.
И Церковь покажет нам во многие грехи впадшую жену, которая в доме Симона фарисея со слезами будет отирать ноги Христовы, потому что она увидит прощение и возможность спасения, и она принесет покаяние.
И ученики Христовы увидят в смерти Христовой откровение о Божией любви, о возможности новой жизни для человека, о победе Христовой любви, этой новой жизни, над смертью и над силами тьмы. Это чудо Господь дарует всем, кто видит свет великий. И Он говорит: «Я свет миру». И Он говорит еще больше, чем это, Он говорит: «Вы свет миру» (Мф. 5, 14), обращаясь к тем, кто ученик Христов, кто видел Его свет. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видя добрые ваши дела, прославят Отца, иже на Небесех.
Сын Божий стал Сыном Человеческим, для того, чтобы дать нам по благодати то, что Он имеет по естеству. Для того, чтобы мы стали по благодати светом, оттого что Он является светом по природе Своей. И мы должны услышать Его призыв: «Идите и научите всех людей. Как Меня послал Отец, так Я посылаю вас». И это сказано ко всем, кто является учеником Христовым — и другого ученичества Христова не существует. И мы должны спрашивать себя сейчас, в эти дни Крещения: «Являюсь ли я христианином, крещеным человеком, или не являюсь? Ученик я Христов, или нет? Я свет миру, или не свет миру? Являюсь я тем человеком, через кого люди могут увидеть путь к Богу, путь к правде истинных отношений между людьми, тем, кто знает, что такое Божественное прощение, и потому знает, как прощать других, тем, кто знает силу Креста, силу Божию, откровения этой силы в немощи, вольно воспринятой нашего ради спасения?»
Святая Церковь напоминает нам, что все, что мы имеем — это дар Христов. И все, что мы имеем, мы должны быть способны свободно отдавать другим людям. Вера православная сама по себе есть свет, который нельзя, как говорит Господь, скрывать под спудом, но она должна быть на подсвечнике, да светит всем в доме. И да сопутствует свет наших дел свету веры нашей православной, чтобы мир мог увидеть этот свет и покаяться, и уверовать.
Еще обратим внимание сегодня на пророчество, которое возвещал некогда Исаия: «Люди, сидящие во тьме, видели свет велий, сидящим во стране и сени смертной, свет воссиял им» — то, что сегодня звучит в Евангелии. Это пророчество, на самом деле, относится у Исайи к вполне конкретным земным событиям. Это было, когда северная Палестина, в частности, Галилея и все те земли, которые перечисляются в Евангелии, были оккупированы ассирийской армией. Слово Божие видит в этом пророчестве указание на то, что Христос принесет свет в мир, который явится не просто избавлением этого народа от его поражения, но который дарует этому народу и всем народам жизнь, исполненную света нетленного. Святая Церковь призывает нас именно так видеть все происходящее с нами. Учиться тому, чтобы мы понимали, что только светом Христовым возможно для нас избавление от всех исторических бед, которые мы переживаем сегодня. Без этого света нет никакой надежды. Без этого света любое процветание народа, каждого из нас, будет только мраком — нисколько не меньшим, чем полное крушение.
Поэтому в сегодняшних наших испытаниях Святая Церковь призывает нас видеть милость Божию — указание на то, что мы не достигаем еще того света, который принес нам Христос. Почему же не достигаем? Потому что нет в нас покаяния. Благо нам, что даются нам эти скорби, потому что благодаря им мы не можем ничем внешним успокоиться, не можем обмануть себя, что у нас все благополучно. Но через это Божие посещение призываемся мы покаяться и узнать, что Христос принес в мир, и обрести не часть того, что Господь нам дает, а все, что Он хочет нам дать — Самого Бога, и жизнь, которая у Самого Бога.
Покайтесь — говорит Господь — ибо приблизилось Царство Небесное, и это голос Бога звучит. Не какие-то голоса, но голос Божий, просвещающий всякую тьму. И подобно тому, как Христос завершит Свое служение словами: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» по Воскресении Своем, так сейчас Он говорит, обращаясь ко всем народам, не только к нашему народу, ко всем людям, к каждому человеку без исключения: «Покайтесь». Мы должны оставить свои собственные пути и обратиться к Богу, потому что Его пути — не наши пути, и Его добро не может сравниться с нашим.
Мы должны перестать смотреть только в землю и поднять свой взор ко Господу. Мы призываемся с вами избрать то направление жизни, которое к Богу нас приближает. Покуда этого нет — чем быстрее мы идем, тем дальше мы удаляемся от Бога. Чем больших успехов мы достигаем в земном нашем созидании, тем больше разрушаем нашу жизнь.
Туда, где Христос, где этот голос звучит, к Церкви Божией обратимся. Услышим этот зов: «Исполнились времена и сроки, покайтесь и веруйте в Евангелие».
Приближается Христос, теперь уже во Втором и славном Своем Пришествии, судить весь мир, все народы, каждого человека по делам его — по тому, как он способен принять свет Божественный — и определить его участь на вечные времена. Аминь.