О покаянии. 2000 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.  

Сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Богоявлении. В сегодняшнем коротком Евангелии от Матфея говорится о том, что Христос приходит в Галилею, когда Он узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу.  

Обратим внимание на время Пришествия Христа в мир. Это начало, как мы говорим, Его общественного служения роду человеческому, это первая Его проповедь. И когда она звучит? Когда до слуха Господа Иисуса Христа доходит весть о страданиях Его святых, большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение — «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его».

А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды — Христос — все звезды и луна исчезают. Только Христос перед нами, только Господь.  

Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются одни, самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Ho Церковь Его нe бывает никогда оставленной. Он Сам приходит, и Он говорит, напоминая слова пророка, что люди, сидящие во тьме, увидели свет великий. Сидящим во стране и ceни смертной свет воссиял.  

Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия, из уст Его, от проповеди Его. И он  выше того света, который был прежде в Законе, открывающего естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос — великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн  Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос — начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся  в онь» — до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.  

Люди все, кто без Христа, находятся во тьме. Они сами тьма, и они сидят во тьме. Они могут заниматься активной деятельностью, они могут быть как угодно подвижными в своей жизни — они сидят во тьме. У каждого человека — состояние того, кто сидит во тьме, кто не имеет никакой реальной надежды когда-либо выйти из нее. Люди — во тьме, потому что они возлюбили тьму больше света. Почему они тьму возлюбили больше света? Потому что дела их были злы, и они боятся прийти к свету. Но если человек ненавидит зло, которое он делает, то свет, который возвещает Христос, великий свет, открывается ему как спасение.  

Покайтесь, говорит Господь, ибо приблизилось Царство Небесное. Смотрите, он говорит те же самые слова, что и Предтеча, когда выходит на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Истинный проповедник, проповедник истины, не ищет новых слов. Oн ищет истину. Он повторяет слова, которые уже были сказаны до него, но которые внезапно раскрываются на новой, бесконечно лучшей глубине.  

Царство Божие приблизилось — вот основание для покаяния. И чем ближе Царство Божие к нам, чем ближе кончина мира, чем больше тьма сгущается в мире, тем к большему покаянию призывает весь род человеческий, Церковь Свою, каждого из нас Господь.  

Hy a как нам покаяться, если нет у нас покаяния? И разве не сказал Сам Господь: «Никто не может прийти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его»? Но Господь же сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» — обремененные многими скорбями этой жизни, самыми великими из которых являются скорби греха. И «приходящего ко Мне не изгоню вон» — говорит Он. Всякого, кто ненавидит тьму, кто обращается ко Господу, Господь принимает. Только по дару Христа, по Его благодати бывает подлинное покаяние. Но оно открывается по мере того, как человек желает света, устремляется к нему. Это соединение воли совершенной, благой Божественной с волей человеческой, ищущей света, и есть тайна покаяния. Этим соединением сокрушается медная стена, как говорят святые отцы, отделяющая человека от Бога, которая есть смерть, и смерть вечная. Крепость этой стены — во всех наших грехах во главе с гордыней, с отказом от покаяния.  

Мы с вами уже говорили о том, что подлинное покаяние дается только крещеному человеку. Да, крещению должно предшествовать покаяние, как Предтеча предшествует Христу — осознание человеком, что есть добро и зло, что самое главное в человеке — его совесть, его жизнь по правде, доступной ему. Но подлинное покаяние начинается только тогда, когда человек принимает Крещение, когда он запечатлевается светом Божественным — все его существо, и душа и тело, все члены его тела. Этот свет судит жизнь человека, и в свете Божием человек измеряет все, что происходит с ним. И таким образом он обретает покаяние.  

Кто не кается, пусть он даже крещеный человек, на самом деле он как некрещеный. Дары, которые он получил, в суд ему и во осуждение. Лучше было бы ему быть некрещеным, чем, приняв этот дар света, жить без покаяния, без устремления к совершенству, которое открывается в Богочеловеке Христе.  

Но когда человек кается, он узнает радость покаяния. Преподобный Исаак Сирин говорит, что многие, особенно когда они начинают путь ко Христу, узнают, что значат слова: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это дар слез, который Господь дает душе, оттого что в глубину естества человеческого проникает благодать Божия. И это слезы радостные, слезы, в которых надежда, что все обетования Божии исполнятся.  

Мы должны увидеть, что на самом деле нет таких слез, которые могли бы омыть наши грехи. Ни один, самый малейший грех не может быть уничтожен самыми великими нашими усилиями. Потому что в самом малейшем грехе присутствует смерть, и смерть вечная. Это возможно только по дару Божию, дару Христову. По благодати, которая действует в человеке, соединяясь со свободной волей человека, избирающего добро. Только так мы узнаем чудо покаяния.  

Покаяние и крещение — вот единая тайна всей нашей жизни духовной. Церковь Христова с самого начала была удивительно облагодатствована Богом за то, что люди приняли крещение. Как она избыточествовала благодатью, чрезвычайными дарами Духа Святого, оттого что люди были крещены. И как она запечатлелась печатью веры — мученичеством, оживотворяющим весь род человеческий. И теперь, может быть, Церковь живет в ожидании новой эпохи, нового, еще более богатого духовно периода своей истории — периода покаяния, который не уступит ни в чем ни древним временам, прославленным мученичеством, ни недавним временам, когда столько мучеников воссияло в нашей Церкви во главе с Царственными мучениками. Смысл их мученичества заключается в том, чтобы привести к покаянию всех людей, когда слава Божия открылась бы с несравненною доселе силою.  

Сатана знает об этом, и потому все усилия его направлены на то, чтобы не было покаяния, чтобы как бы и не было в нем нужды. Для этого ему надо утвердить грех как норму в массовом сознании, чтобы люди не страшились греха.

Что победит — благодать Божия, или диавол победит, как он, кажется, побеждает сейчас? Или благодаря покаянию, которое явим мы, уже знающие крещение и знающие благодать крещения и покаяния, произойдут потрясающие, невиданные перемены? 

Благодать Божия, благодать покаяния, она действительно велика. И мы знаем из Священного Писания, как Господь говорит об этом удивительном даре, об этом чуде. Он говорит о пастыре, который больше радуется об одной обретенной овце заблудшей, чем о девяноста девяти овцах незаблудившихся. И мы слышим здесь радость Самого Господа об одном человеке — большую, чем обо всем стаде, обо всей Церкви. Господь дает сугубую честь покаянию, открывает для него избыточествующее блаженство, с тем, чтобы вдохновить Своих пастырей искать заблудших овец, которые, кажется, уже окончательно заблудились и их уже невозможно привести к Церкви — они совсем не двора сего. И пусть никто не стыдится, что бы с ним ни произошло, возвратиться к Пастырю Доброму, Который всегда его радостно примет. Чтобы восторжествовала слава Креста над бесчестием греха. Чтобы прославилось милосердие Божие, которого хватит у Господа для каждого грешника. 

Разумеется, мир не замечает человека, приносящего подлинное покаяние. Как будто ничего не переменилось в мире, все продолжается так как было. Но великий праздник бывает на небесах, когда человек истинно кается. Как если бы это было самое благороднейшее, самое достойнейшее дело из всего, что есть на свете. А это ведь действительно так! Тот, кто кается, пусть это всего один человек, больше соответствует замыслу Божию о роде человеческом, чем все другие самые достойные люди, как будто не имеющие нужды в покаянии. Замыслу о спасении грешников, открываемому в Превечном Совете, в Откровении Агнца Божия, вземлющего грехи мира. И такой человек принимает плоды древа жизни, плоды Креста Христова, и получает освящение Божие.  

Так велик дар покаяния, что святые отцы, все подвижники с самых древних времен, видя, что первыми входят в Царство Божие блудницы и мытари кающиеся, как Сам Христос говорит, стали приносить такое покаяние, как будто они сами блудники и мытари, как будто они хуже всех, ни на что нe годные люди. И они так преуспели в этом, что многие стали думать, что покаяние — для людей святых; а что касается нас, мы будем угождать Богу своими делами, своими собственными усилиями. Забывая, что все обнажено пред очами Божиими и что нет ничего доброго в человеке, как Сам Господь говорит: «Нет праведного, нет ни одного» (Пс. 52, 4), и всякая праведность наша — как грязная одежда блудницы, по выражению пророка. (Ис. 64, 6).  

Когда человеку даруется покаяние, когда он видит свое подлинное состояние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: «От них же, грешников, я первый», когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой грязи и всякого нечестия, и когда ему открывается новая жизнь, тогда он знает, что невозможно уже человеку продолжать вести грешную жизнь. Он понимает, что значат слова святых, которые мы часто повторяем: «Умру, но не согрешу». Потому что ему открывается жизнь, которую Господь приобрел для него, для такого грешника, дорогою ценою. 

Дай, Господи, нам устремляться к покаянию. Услышать голос Спасителя, Который призывает нас сегодня к покаянию, с напоминанием о том, что Царство Божие приблизилось. Что оно уже сейчас входит в жизнь Церкви для тех, кто неложно кается. Аминь.

Наверх