О покаянии. 1999 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В Неделю по Богоявлении мы слышим призыв Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Можно сказать, что Церковь уже начинает нас готовить к Великому посту, тем более сегодня и первое Евангелие подготовительных недель — Евангелие о Закхее мы слышали.
Слова «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» те же самые, которые говорил Предтеча, первые слова, с которыми выходит Спаситель на проповедь для нашего спасения. Какая разница между теми и другими словами. Святая Церковь говорит нам, что покаяние — это то, что является подготовкой ко крещению, то, что проповедует Предтеча — это подготовка к принятию крещения. И Святая Церковь говорит нам, что покаяние — это раскрытие смысла крещения Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». То есть вся жизнь у принявших крещение есть жизнь во оставление грехов, то есть жизнь в покаянии.
Там, где нет покаяния, там ожесточение сердечное, там смерть вечная присутствует, поэтому покаяние, как и крещение жизненно необходимо для каждого человека. Оно проводит границу между жизнью и смертью, и эту границу мы должны видеть ясно всегда в нашей жизни.
Некоторые святые отцы говорят, что покаяние даже больше, чем крещение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что источник слез, который бывает после крещения, покаяние, которое рождается в душе человеческой, больше крещения. Источником слез это покаяние имеет крещение, но само оно больше даже крещения, потому что оно говорит о том, что там, где нет принятия дара крещения, там, где человек не живет даром покаяния, он не живет даром крещения. Он живет, как некрещеный человек.
Смысл покаяния в том, чтобы выявить силу крещения. И там, где нет покаяния, где человек живет без покаяния, там отвержение, отречение от своего крещения. И удивительный дар покаяния, который приходит к человеку вследствие крещения. Тот источник слез, о котором говорит преподобный Иоанн Лествичник и другие святые отцы, тот плач о всем мире, который мы слышим у преподобного Силуана Афонского, о всем мире, не только о своей душе, о всех погибающих людях, это есть покаяние, рождающееся из дара крещения.
Каждый человек крещеный лично должен в свете того дара, который он принял от Христа, увидеть свою жизнь и принести слезы покаяния, которые омывают наши грехи. Никакими подвигами, никакими делами, никаким благочестием, никаким усилием нашим, никакими нашими собственными слезами мы не можем омыть ни одного нашего греха. Речь идет о таких слезах, которые рождаются из дара крещения — о благодатных слезах.
И с другой стороны, Господь, дарующий нам покаяние, требует от нас усилий, и трудов, и подвигов, и слез наших. Все должно быть принесено для того, чтобы научиться тому покаянию, которое один Христос может нам даровать.
Святые отцы говорят, что тот огонь, который загорелся в сердцах наших после принятия крещения, не должен никогда угасать. Мы должны беречь его больше всего на свете, и об этом вся наша мысль должна быть, все наши заботы, все наши труды, чтобы было дано нам узнать то чудо, которое Господь совершает с душой человеческой.
Закхей приходит ко Христу. Он не думал, не гадал, что такое может с ним произойти. Но он узнает то, что заставляет его принести Господу все свои имения. Половину своего имения раздам нищим, если кого чем обидел, воздам четверицею, — говорит он, не помня себя, можно сказать, от радости. Потому что он и большее готов отдать. Ему открылось покаяние даром Христовым, ему открылся тот свет, о котором Христос говорит: «Свет воссиял великий» на людей, которые никогда не видели этого света. Люди, сидящие во тьме и сени смертной, свет на них воссиял.
Неделя Богоявления называется, мы знаем, еще и Неделей Просвещения. Этот свет должен воссиять в нашей жизни. Этот свет непостижимый, который внезапно открывает человеку способность видеть то, что сокрыто от телесного зрения. И дает понимать то, что непостижимо никаким человеческим разумением. To, что просвещает ум и сердце человека новым этим светом. Вот что произошло с Закхеем, и вот что происходит с апостолами, со всеми святыми людьми.
Как апостолы следуют за Христом? Они заняты своим обычным делом, Христос говорит одно слово: «Оставь все и следуй за Мной». И они вдруг увидели жизнь другую, которую они раньше никогда не видели. И эта жизнь во Христе. Их сердца загорелись надеждой, что они смогут быть Христовыми до конца, вся их жизнь переменилась. Они стали другими. Вот что произошло с Закхеем. С ним произошло то, что произошло с женой грешной, которая слезами омывает ноги Спасителя в дому Симона фарисея.
Она внезапно тоже увидела, что ей тоже может быть даровано прощение. Она внезапно увидела возможность спасения. Нигде не сказано в Евангелии, что Господь хотя бы одним словом обмолвился, ничего Христос не говорит, но она видит, и она приносит покаяние, она плачет. Это покаяние, которое милосердный Господь дарует. То покаяние, которое Он дарует Своим ученикам после Своей крестной смерти и Воскресения, посылая их в мир проповедать всему миру эту благодать покаяния, которая приходит Его победой над смертью.
Потому что свет Креста Христова, свет Воскресения открывает эту новую жизнь, открывает победу над смертью, над всякой тьмой, в которой пребывают все люди. И всякий раз, когда мы обращаемся кo Христу, мы убеждаемся, что вся жизнь Его (все богослужение Церкви так устроено, чтобы нам это показать) от Рождества до конца, которому нет конца, каждый Ero поступок на земле, каждое Его слово раскрывают этот великий свет, зовущий к покаянию, когда человек видит этот свет, он не может не каяться.
И этот свет раскрывает нам истинную природу Богочеловека Господа Иисуса Христа. И он раскрывает всегда Его истинный лик, к нам обращенный Своей безмерной любовью. Вот это чудо, которое всегда присутствует в Церкви, это радость покаяния, о которой мы молимся уже сегодня. Да будет это нам дано в нашей жизни. То, что не имеет конца тоже, потому что чем ближе человек к свету Христову, тем больше он постигает это чудо любви Божией, этот дар Его, лично к каждому из нас обращенный.
Не ради этого ли грешника, не ради ли Закхея, не ради тебя ли, не ради меня ли родился лично Христос? Не ради лично ли меня? И прошел весь путь, и остановился вот здесь, с тем чтобы взглянуть на тебя, на всю твою жизнь. И чтобы все в твоей жизни переменилось, и чтобы все стало другим.
Самое главное, что мы должны понять, что мы в такой тьме находимся, что если Христос, благодать и истина, не приблизится к нам, то мы всегда будем пребывать в этой тьме и погибнем во грехах наших. Как Сам Христос говорит: «Если вы не уверуете, что это Я, то погибнете во грехах ваших». И когда мы узнаем в этом свете Его свою тьму, мы понимаем, как скорбно, как тяжко находиться всякому человеку в этой тьме.
Между прочим, Христос, который говорит «Я Свет миру», и нас призывает всех быть светом. И слова таинственные «Тако да просветится свет ваш пред человеки, да они, видя добрые дела ваши, прославят Отца, Который на небесах», раскрывают всю тайну Боговоплощения Христова. По естеству Своему Бог — свет. Сын Божий стал Сыном человеческим, с тем чтобы мы по благодати стали тем, чем Он по естеству, стали светом по благодати.
«Как Меня послал Отец, так Я посылаю Bac». Видите, что такое дар покаяния и видения своей тьмы, и как Господь просвещает нас Своим светом, так что мы сами становимся светом, святые становятся светом и все, кто проходит этим путем покаяния. Становятся людьми, которые способны прощать других людей, потому что знают, что такое прощение, от Бога получили этот дар прощения. Способны сострадать тьме другого человека. И страшиться гибели вечной другого человека, потому что сами увидели, что это гибель вечная еще немного и охватит их. Узнали тайну прощения, силу Христову, в немощи Креста совершающуюся. В той немощи, которую Он вольно берет на Себя, для того чтобы все другие могли спастись.
Вот этому свету через покаяние, о котором говорит Предтеча, которое открывает Христос, и через приобщение Его свету, даруемого тем, кто кается, мы призываемся научиться в нашей жизни. Для этого дается нам наша жизнь.
И дай Бог, чтобы этот свет, если он у нас будет, не был скрыт в нас, как говорится, под спудом, а чтобы он светил на свещнице, чтобы видели все. Чтобы это выражалось в способности нашей миловать, жалеть других людей, как явил это Закхей. И не только по отношению к их нуждам телесным: «Половину имения моего раздам нищим». Но еще более к нуждам духовным, где они погибают от сатанинского греха.
Дай Бог, чтобы мы услышали слово Христово «даром получили, даром давайте». Чтобы нам по милости Божией открылся свет, который заключен в исповедании нашей веры, потому что это Христос, Который является светом всему миру. И чтобы мы своими делами всей жизнью свидетельствовали об этом свете. Приносили плоды достойные покаяния, ту любовь, которую Господь дарует нам, которая обращена ко всем. Аминь.