О почитании святых икон

Что мы должны почитать святые иконы, это видно из того, что Сам Бог велел Моисею поставить в скинии двух золотых херувимов; Евангелист Лука писал св. иконы; Седьмой вселенский собор повелел почитать св. иконы; и, наконец, из того, что Сам Господь Иисус Христос изобразил Свое Пречистое лице на полотенце и послал этот Нерукотворенный образ Свой Едесскому князю Авгарю. Так как история этого последнего Образа не всем известна, то мы и передадим ее вам, для вашего назидания, так, как она кратко изложена в Прологе месяца Августа на день шестнадцатый.

Во время земной жизни Спасителя в городе Едессе жил князь Авгарь, который страдал от проказы и расслабления. Он узнал о Господе Иисусе Христе, пожелал Его видеть и получить от Него исцеление. Для этого он послал в Палестину, с письмом ко Господу, живописца Ананию и заповедал, если Господь Сам не придет к нему, то чтобы хотя изобразить лице Господа и принести ему. Дошедши до Иерусалима, Анания отдал письмо Спасителю и затем, выбравши удобное время, стал было изображать на хартии лице Его, но это ему никак не удавалось. Между тем Господь видел желание Анании; взявши воды и полотенце, Он умылся, отер лице Свое полотенцем, и на полотенце тотчас запечатлелся Божественный лик Его. Господь отдал этот Нерукотворный образ Свой Анании, сказав: «Отдай пославшему тебя». Когда Авгарь получил нерукотворный образ Спасителя, то поклонился ему и облобызал, и от своей болезни получил исцеление. После же Страданий Христовых, пришел к нему апостол Фаддей и крестил его со всем домом его. Авгарь поставил Нерукотворный образ на воротах своего города и повелел, чтобы всякий проходящий поклонялся ему, и над образом сделал надпись: «Христе Боже, всякий, надеющийся на Тебя, не постыдится». Когда же прошло, после смерти Авгаря, много лет и Едессою стал владеть князь-язычник, то сей хотел уничтожить Божественную икону, но епископ города, узнав об этом, сделал углубление в стене, поставил в оном икону, заложил снаружи место камнями и таким образом сохранил ее от уничтожения. Прошло еще много лет, и когда на Едессу напали Персы, то тут Господь снова открыл Свой образ. Однажды ночью в это время епископу Евлагию явилась некоторая славная жена и сказала: «Вверху городских ворот скрыт в стене Нерукотворный образ Спасителя; возьми Его». Епископ подлинно обрел на указанном месте святыню и, во время осады, переносил ее с места на место. Персы ничего не успели и отступили от города. В царствование же греческого императора Романа Нерукотворный образ князем Амирою был продан грекам и торжественно перенесен ими в Царь-град. Это перенесение совершилось в 16-й день августа, что ежегодно в этот день и воспоминает, или, лучше, празднует Святая Церковь.

Теперь вы, братие, знаете, из чего видно, что можно и должно почитать св. иконы: и нам остается только, в конце слова, дать вам поучение. Но какое же? Что должно почитать иконы, вы знаете; но знаете ли, как должно почитать их? А это знать также необходимо, и потому о сем последнем мы и дадим вам наставление. Когда молитесь, взирая на икону, то знайте, что должно молиться не самой иконе, а тому, кто на ней написан; т.е, поклоняясь пред иконою, в то же время ум и сердце должно возносить на небо к Богу, Пресвятой Богородице и Святым, смотря по тому, кому кто молится и кого призывает на помощь. Так, св. Дамаскин учит: «Падаем и поклоняемся не веществу, а Тому, Кто изображен... Честь и почитание образа переходит к первообразному» (Точн. излож. Прав. веры кн. 4, гл. 16).

Поэтому, молясь перед иконами, возноситесь вашими мыслями и чувствами к небу, и от образов восходите вашею душою к изображаемым, и к Первообразу всех совершенств и всякой святости – Триипостасному Богу. Только при таких условиях почитание ваше святых икон будет Богу угодное и для вас спасительное. Аминь.

Наверх