О пастырской деятельности. Беседа пред благодарственным молебном по случаю окончания занятий общеепархиального съезда благочинных
Благодарю Бога за вас, боголюбезные отцы благочинные, благодарю и вас: вы оправдали мое доверие к вам, исполнив возложенные на вас поручения благо, добросовестно и благоуспешно. Знаю, что вам нелегко было преодолеть те препятствия, какие встретили вы при решении вопросов, предложенных на ваше обсуждение. Но ваше благоразумие нашло способы обойти таковые препятствия и прийти к мирному и единомысленному решению вопросов, касавшихся общеепархиальных нужд. Твердость духа одних, самоотречение других взяли верх над сомнительными помышлениями, возникавшими в вас вследствие недостаточного знакомства вашего с обстоятельствами дел, подлежавших вашему обсуждению, или навеянными вам со стороны желавших провести свой особенный взгляд на дело.
Я уже выразил вам мое удовольствие о том, что вы изыскали средства на устройство здания для двухклассной церковной школы с педагогическими курсами. Смею надеяться, что не весьма далеко то время, когда дело покажет, насколько действительно нужно для епархии таковое учреждение, имеющее задачею подготовлять учителей для наших школ грамоты и церковно-приходских школ, в которых епархия весьма нуждается.
Вы нас утешили единомыслием вашим с нами по делам, касавшимся общеепархиальных нужд, и мы не огорчили вас несогласием с вашим желанием о неотложном открытии свечного епархиального завода, на который вы возлагаете большие надежды. Не утаю от вас, что я немало колебался дать таковое согласие, ввиду не раз испытанных неудач по свечному делу.. Господь да исполнит во благих желания наши!
К общему утешению нас с вами, при помощи Божией настоящим съездом положено начало учреждениям, весьма полезным для духовенства: это изыскание средств к учреждению эмеритальной кассы для духовенства епархии и приюта для престарелых вдов и сирот духовного ведомства. Сделано добро и для епархиального женского училища.
За все сие достойно и праведно прежде всего благодарить Господа.
Отпуская вас с выражением признательности за все, сделанное вами здесь, и с призыванием на вас благословения Божия, не могу не выразить пред вами моей убедительной просьбы о том, чтобы вы приложили все старание к осуществлению тех желаний, касающихся благоустроения епархии, какие предъявлены были пастырским посланием при начале моего служения.
Правда, призыв наш не остался тщетным: с тех пор многое улучшилось, много доброго прибавилось: число школ удвоилось; открылось много церковных попечительств, которые существуют не на бумаге только, но и на деле; подвинулось вперед образование младших членов клира; более стало и учительства по церквам. Но все это только почти в зачаточном состоянии, особенно последнее.
Обозревая церкви епархии, мы с прискорбием замечали, что далеко не все пастыри достаточно поучают свою паству.
Правда, есть пастыри весьма рачительные, у которых учительство, как церковное, так и внебогослужебное, поставлено весьма удовлетворительно: они учат с церковного амвона, учат и со школьного стула, и по домам продолжают учить; учат и больших и малых, учат и чтением назидательных книг, учат и живым словом. Но таковых пастырей столь мало, что они являются только как малые точки на белых страницах церковного учительства. Рядом с ними есть пастыри неопытные в учительстве, есть, к сожалению, нерачительные. Есть и такие приходы, где паства почти никогда не слышит от своего пастыря слова назидания. Явления неотрадные, требующие неотложного исправления. Какие же меры изыскать бы к желательной постановке дела пастырского учительства?
Опять обращаюсь к вам, боголюбезные отцы благочинные: меры к этому отчасти в ваших руках. Нужен ваш почин. Пример благочинного и в этом отношении имеет большое значение. У благочинного, отличающегося учительностью, много и священников учительных, а если благочинный не отличается этим желательным качеством, то и среди подведомых ему причтов мало бывает таковых. В записях церковных хотя и значится, что внебогослужебные чтения ведутся, но эти, якобы внебогослужебные, чтения мало приносят пользы, как иногда бесплодными остаются и проповеди, читаемые в церквах. Эти так называемые внебогослужебные чтения, большею частью совершаемые в церкви же, между утреней и литургией, не достигают своей цели. Слушателей на них бывает мало, ибо, утомленные утренним богослужением, они нуждаются в отдыхе, а для сего уходят домой или проводят время вне церкви. Таковые чтения состоят большей частью из одной статьи, прочитываемой диаконом или псаломщиком, и не всегда толково. Много требуется от слушателей терпения, чтобы, простояв утреню, без отдыха выслушать, стоя же, после утреннее чтение статей и затем литургию. Токовые же последствия чтений, совершаемых в церкви пред вечерней или акафистом. Как там, так и здесь присутствуют только весьма немногие, отличающиеся особенною набожностью и приобретшие навык к слушанию чтения назидательных книг и вообще в терпении начавшие совершать дело своего спасения. Говорим это не для порицания такового способа учительства, а к показанию недостаточности его. Добро и то, что поддерживается дух благочестия в немногих, но нельзя не желать «добра добрейшего» – чтобы дать возможность слушать проповедь о Царствии Божием и тем, которые не слышали ее, научить тех, которые остаются в полном неведении истин веры и правил жизни христианской: таковы те из сельских жителей, которые не обрели навыка посещать храм Божий каждый праздник, а из деревенских – которые или никогда не бывали в церкви (к сожалению, встречаются таковые), или ходят туда весьма редко. О таковых нужно приложить особенное попечение, чтобы они услышали проповедь слова Божия, да, уверовав, спасутся.
Что же делать, как оглашать слух тех, кто не хочет или не может сам прийти для слушания проповеди? Нужно поступать так же, как миссионер в отношении к иноверцам. Как миссионеры ходят с проповедью из юрты в юрту, из одного жилища в другое, так и приходскому священнику нужно переходить из дома в дом, дабы могли слышать слово о спасении и старые и малые, усердные и нерадивые.
Утверждаем, что там, где пасомые не знают своего пастыря, не привыкли собираться около него, он сам должен идти к ним, подавать им голос дотоле, пока они узнают его и будут собираться к нему. Нужно отыскивать каждую овцу, узнавать, где она ходит и чем питается. Полагаю, что вам не нужно объяснять значение сказанного. Но некоторым может показаться такой способ научения прихожан необычным, странным, нелегко исполнимым. Может быть, – но только сначала, а потом он станет обычным, как бы естественным и желательным. Такой способ проповеди будет сугубо полезен и для оглашающего проповедью, и для оглашаемых. Притом он так прост, что его может употреблять с пользою всякий священник, не получивший даже и училищного образования. Говорю это на основании опыта и передаю вам это, боголюбезные сослужители, для того, чтобы вы передали подведомым вам причтам. Позаботьтесь, чтобы в каждой церкви были книги, рекомендуемые для внебогослужебных чтений, например «Троицкие Листки» и т. п. Не упражнявшимся в деле учительства советуйте начинать это дело так. Укажите им те статьи, которые полезно читать прежде всего, если только они сами не знают сего. Пусть неопытный священник прочитает сперва одну из таковых несколько раз, а лучше того – если изучит ее так, чтобы мог рассказать без книги. Затем пусть идет с изученной статьей в дом одного из селян. Лучше будет, если выберет для первого опыта самый бедный дом или такое семейство, где, по его мнению, примут его без смущения, а может быть, с радостью. Если чувствует в себе робость, пусть идет туда, где семья состоит из немногих – одного или двух. Войдя в дом, пусть не сразу начинает приготовленную беседу, а постепенно подготовит жильцов дома к выслушиванию таковой вопросами, например о том, говели ли они, давно ли были в церкви, молятся ли Богу и т. п. Затем пусть начнет приготовленную статью читать или рассказывать. Если при этом по себе будет чувствовать, что назначенное для чтения или рассказа исполнилось удовлетворительно, то – слава Богу: он может идти с этим же в другой и третий дом. На следующий раз пусть приготовит другую статью и поступит так же. Чрез это мало-помалу приобретается навык беседовать изустною речью, или живым словом. Год от году у священника будет увеличиваться запас материала для бесед. Годов через пять он уже способен будет говорить с прихожанами живым словом и убедительно если не в храме, то по домам и во время внебогослужебных собеседований. Обходя дома своих прихожан, он постепенно возбудит в них охоту к слушанию его душеполезных бесед. Можно ожидать, что в тот дом, куда священник намерен будет прийти для чтения или беседы, будут приходить сперва родственники хозяев или ближайшие соседи, а потом дойдет и до того, что дом, предназначенный для беседы, будет наполнен и переполнен желающими слушать чтение или беседу. Здесь удобно будет приучать слушателей и к церковному пению. Таким образом, чрез несколько лет могут быть оглашены проповедью прихожане всех селений прихода, и не останется дома, где не было бы слышно слово о спасении. Тогда явится возможность устроить внебогослужебные чтения в избранном для сего школьном или другом помещении или же в церкви, и для слушания будут собираться уже не один или двое, а десятки и сотни прихожан, которые уже не будут тяготиться продолжительностью или скучать от однообразия чтений, ибо здесь будет не одно чтение, но и пение или чтение, восполняемое живою беседою и объяснением прочитанного.
Теперь несколько слов о церковной школе. Говорят, чья школа, того и политика. Значит, где школа принадлежит Церкви, там чрез школу будет проникать церковность и в народ; если в школе преобладающее влияние будет принадлежать пастырю, то и приход пойдет за пастырем, а следовательно, пойдет к Церкви, а не от Церкви, как нередко, к сожалению, бывает теперь. Школьники – будущее стадо пастыря-священника, которое он должен пасти, питать духовно, взамен того от стада своего получать для себя питание телесное. Как воспитает он эту паству, таковою она явится пред ним в зрелом возрасте.
Понятно, сколь важно для нашего пастырского служения иметь как можно больше школ и больше учащихся. При этом нужно приложить особенное попечение об умножении числа учащихся девочек. Это – будущие матери, учительницы и воспитательницы будущих детей, будущего поколения. Знаете, сколь важное значение в деле воспитания имеет мать семейства.
Внушайте же, досточтимые отцы, подведомым вам причтам, чтобы они заботились об умножении начальных церковных школ. Нужно стараться возбудить в прихожанах любовь к церковно-приходской школе, а для сего озаботиться как можно лучше благоустроить на первый раз хотя главную церковную школу, находящуюся в селе, чтобы прихожане, воочию видя пользу грамоты, возымели доверие к школе вообще. А пользу грамоты они увидят тогда, когда церковная школа даст питомцам своим благовоспитанность, скромность и приличие во внешнем поведении, исполнение уставов Церкви, истовое и благоговейное изображение на себе крестного знамения, чинное стояние в храме, стройное пение, ясное и осмысленное чтение. Нужно притом всякому священнику поставить себе задачею непременно открыть школу грамоты во всякой деревне: не беда, если в ней будет сперва мало учащихся, – впоследствии, когда жители увидят успех в обучении, охотно будут отдавать детей своих, и школа вырастет до больших размеров: примеров этому имеем много. Знаю, что нелегко открывать школы в деревнях, но терпение и труд все превозмогут, а при молитве, привлекающей помощь Божию, и невозможное станет возможным.
Желательно, чтобы вы, отцы благочинные, разъяснили настоятелям церквей и вообще причтам и то, сколь важное значение могут иметь для них церковно-приходские попечительства. Таковые учреждения могут оказать великую помощь пастырям Церкви в благоустроении церквей, школ и прихода. Члены попечительств суть посредники между клиром и приходом, они помощники ему в благоустроении храма, в устроении школ. При помощи их с большим успехом, чем сколько мог бы сделать один священник, можно исправлять дурные обычаи, искоренять пьянство и другие пороки, приучать прихожан к взаимопомощи, к общественной благотворительности. Священник, стоящий во главе церковно-общественной благотворительности, привлекает к себе благорасположение и уважение прихожан. Прихожане, научившиеся помогать друг другу во имя Христово как братья о Христе, как члены единой Церкви, не могут оставаться безучастными к материальным нуждам своего пастыря. Таким образом, пастырь, научив пасомых помогать друг другу, возвысит в глазах их и свое значение, являясь пекущимся не о себе только, но и о других, нуждающихся в помощи, не собирателем только, но и раздаятелем подаяний, печальником не только о духовных, но и о материальных нуждах своей паствы. Может ли паства не полюбить такого пастыря?!
Конец слова: да будет благодарение Господу за все, что вы благоуспешно сделали здесь при Его благодатной помощи, испрошенной вами общею молитвою пред началом ваших занятий.
Да поспешествует Он Своею всесильною благодатию осуществить все, что вами предназначено и нами одобрено, и привести к желанному концу все, чему положено благое начало.