О пастырских обязанностях. Воззвание возлюбленным о Господе нашим соработникам на ниве Господней – пастырям томской паствы и всем служителям Церкви
Вы – свет мира. Вы – соль земли. (Мф.5:14,13).
Се тьма покрывает землю русскую: тьма нечестия и развращения, тьма отпадения от Бога, от Церкви, тьма поклонения мамоне вместо Бога, тьма пороков, пьянства и разврата. Кто осветит эту тьму, тьму безбожия, нечестия и развращения? Русский народ, как некогда Израиль, по пророческим вещаниям, подобен стал гниющему телу, от подошвы ног до темени главы покрытому струпами и ранами (Ис.1:6). Кто омоет гной его, кто наложит пластырь на него? Земля русская тлеет и готова к разложению – кто осолит ее, чтобы очистить от червей, грызущих ее?
Пастыри Церкви! Вы – свет мира, вы – соль земли. Измите ваши светильники из-под спуда и поставьте их на высоту, чтобы осветить эту тьму, облекшую страну нашу. Преемники апостольского служения! Вы – соль земли: осоляйте гниющие места земли, освобождайте их от червей порока и нечестия, чтобы они не растлили все народное тело.
«Вот мы, – слышится из некоторых мест, – вот мы, пастыри, стережем наши стада, кормим и питаем их». «Вот мы, – слышится с других сторон, – мы высоко держим светильники наши, чтобы освещать темноту народную». «Вот мы, – слышится еще, – мы осоливаем гниющие места народной жизни, чтобы предохранить их от гноя пороков, пьянства и разврата».
Видим, слышим вас и знаем, добрые и верные рабы Христовы; видим вас, стрегущих стадо Христово, слышим о вас, осоляющих словом облегчения народные струпы пороков и призывающих к покаянию. Ведомы вы нам – но вас так мало! Где же другие, подобные вам, поставленные быть стражами стада, и светильниками мира, и солью земли? Где они? Увы! Одни спят, другие меркнут, третьи обуяли и годны лишь для иссыпания вон, на попрание ног.
Перейдем от этой иносказательной речи к действительности. Действительно, многие пастыри не пасут вверенного им стада, хотя одеваются шерстью и питаются молоком от него. Действительно, многие держат народ во тьме, не давая ему света обучением его вере и благочестию. Действительно, многие, долженствующие быть солью для православного народа, потеряли силу соли, обуяли настолько, что годны стали только для иссыпания под ноги и попрания: небытие их было бы лучше бытия. Многие пастыри небрежно относятся к своим пастырским обязанностям: некоторые редко совершают богослужение, особенно литургию, а иные хотя и служат в церкви, но весьма небрежно, в храме так все убого, уныло, что пасомые охладевают к вере и перестают посещать богослужения; храм пустеет – пастырю как бы нет дела до этого, а пасомые идут в дом увеселения и разгула или идут на моление к раскольникам или сектантам. Некоторые пастыри, забыв свое призвание, занялись житейскими делами, торговыми предприятиями; иные завели мельницы, другие – маслодельные машины, некоторые занялись коннозаводством и отдают туда все время, все внимание, весь труд свой. У иных в приходе множится сектантство, растет раскол, у иных народ пьянствует, развращается, а они как бы и не замечают этого. Некоторые сами предаются порокам – пьянству, свободное и несвободное время проводят в картежных играх, в чтении пустых книг, газет, почти исключительно с дурным направлением. Многие до того забыли свое звание, что, не боясь Бога и не стыдясь людей, открыто пренебрегают уставы Святой Церкви о постах. В некоторых домах духовенства, даже священников, к позору духовного звания, едят мясную пищу даже в Великий пост, а посты среды и пятницы совсем пренебрегают. В таких обычаях воспитываются и дети их. Сии последние, во время пребывания в учебных заведениях соблюдая посты, пренебрегают ими, когда приезжают в домы родителей. По примеру сих они со спокойной совестью едят скоромную пищу, в церковь не ходят, даже по праздникам. Когда народ толпами идет в храмы Божии, дети духовенства в это время спят, или едят, или сидят возле домов, смотря на идущих в храм благочестивых прихожан.
Так потемнело злато, помрачилось серебро доброе; так обуяла соль, меркнут светильники.
Убоимся, отцы и братья, убоимся суда. Божия. Ведь раб, знавший волю Господина своего и не сотворивый по воле Его, биен будет много (Лк.12:47). Горе миру от соблазнов, но горе тому, через кого соблазн приходит (Мф.18:7).
Измем бревно из глаз наших, чтобы иметь возможность изъять сучок из глаз меньших братий наших. Покаемся, исправимся. Сделаем это, чтобы путем покаяния и исправления пошла за нами и вверенная нам паства.