О нуждающихся и не нуждающихся. В субботу 5-й недели по Пятидесятнице
Только что Иисус Христос исцелил расслабленного, сказав ему: «Встань, возьми постель твою, и иди…» Проходя же «оттуда, Иисус увидел» другого расслабленного, но не телом, а духом, увидел мытаря, «сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея». Мытари, во-первых, собирали пошлину в пользу чужеземных завоевателей, а потом – в этой профессии заведомо нельзя было оставаться честным. Мытари даже приравнивались к язычникам (Мф.18:17). Но вот Господь сказал Матфею: «Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним…»
В Евангелие встречаются такие люди, которые внешне еще находятся во грехе, но внутренне их связь с грехом настолько ослабла, настолько для них, по-видимому, грех потерял всякую привлекательность, что Сердцеведец Господь единым словом с корнем вырывает их из прежней жизни. Так было и с Матфеем.
И вот, Господь в его доме. С ним – ученики; здесь же и фарисеи, которые неотступно следовали за Господом и внимательно следили за каждым Его шагом… Но вот пришли сюда также и «многие мытари и грешники… и возлегли с Ним и учениками Его». И хотя в этом было нечто недопустимое по иудейским понятиям, но Господь не возбранил им. Когда же фарисеи с удивлением спросили: «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?», – то Господь ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Они могли бы сказать Ему: пришел врачевать, ну и врачуй, а зачем же есть вместе с нечестивыми?
Но ведь покаяние, это – когда отпадшее творение снова соединяется со своим Творцом, чтобы, как некогда в Раю, пребывать в вечной радости, символом чего на земле и является совместная трапеза. В том-то и состоит врачевание, что Он, бесконечно Высший, сошел с Неба, сделал шаг навстречу. И они, зная о Его праведности, о Его высоком учении, об уважении к Нему народа, все-таки дерзнули подойти к Нему. Значит, была в них жажда соединиться с теми, от которых их отторгла греховная жизнь, соединиться с теми, у которых совесть чиста. Их обнадежило, что Господь уже вошел в дом мытаря, и теперь они радуются, что, наконец-то, тоже сделали первый шаг. И Господь, конечно, радуется этой их дерзновенной решимости.
А вот считающие себя праведниками вообще не понимают, что здесь происходит; судя по всему, они и сами в трапезе не участвуют, и учеников пытаются побудить к осуждению Учителя. Они спрашивали тихо, чтобы Он не услышал, и вдруг – как гром среди ясного неба – прямо к ним: «… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» …
Так, если даже человек пришел в Церковь с самыми возвышенными мыслями, но если он не чувствует себя больным, если он не чувствует себя погибающим, то и к нему может прозвучать этот гневный голос. Кто пришел в церковь не с покаянием – ничего не поймет здесь. Он будет только озираться по сторонам и думать, что здесь только едят и пьют, что здесь вообще собралась какая-то странная, непотребная компания. Он не поймет, что этих участников Божественной Трапезы Дух Божий, как блудных детей, привел, наконец, к Отцу. Дух засвидетельствовал им, что они дети Божии, и они этим Духом усыновления стоят и взывают от сокрушенных сердец: «Авва, Отче!»
«Милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь, – и с Ним только тем место, кто понял, что и сам бесконечно нуждается в милости, и другим от всего сердца готов ее оказать. Аминь.