О нравственной причине зла. (Слово, сказанное во 2-ю неделю Великого поста за литургией воспитанникам Иркутской церковно-учительской семинарии. 1908)

О нравственной причине зла. (Слово, сказанное во 2-ю неделю Великого поста за литургией воспитанникам Иркутской церковно-учительской семинарии. 1908)

Не один раз в году читается за литургией, в назидание верующим, тот евангельский рассказ, который мы слышали сегодня, – знак, что нам он предлагается, как заслуживающий особенного внимания. В этом рассказе об исцелении расслабленного, спущенного сквозь кровлю к ногам Спасителя, есть одна особенность, по сравнению с другими столь же великими и поразительными чудесами нашего Господа: обычно Спаситель исцелял недуг словом, нередко пред этим спрашивал о вере ищущего милости исцеления. Здесь же Он не только исцелил болезнь, но кратко и выразительно определил и назвал общую и главную причину всякой болезни.

Представляется живо воображению трогательная евангельская картина. Несут расслабленного, недвижимого к Иисусу; видят, что невозможно пройти к Нему из-за множества народа. Тогда они поднимают его на кровлю дома, разбирают потолок и спускают больного прямо к ногам Господа... И вот, когда взоры страдальца были обращены с верой и надеждой на Великого Учителя-Чудотворца, когда принёсшие расслабленного ожидали чудесного и мгновенного исцеления, когда все ожидали обычного: «восстань, возьми постель твою и ходи», – Спаситель говорит страдальцу совсем другое и неожиданное слово: "Чадо, – слышит больной, – чадо, прощаются тебе грехи твои»... И уже потом, в ответ на недоуменные взгляды и на тайные укоризненные мысли многих из присутствовавших, Иисус Христос, заявив, что прощение грехов знаменует власть высшую, чем исцеление от болезни, что то́ и другое, однако, равно есть дело Божеской силы, – всё-таки исцеляет больного страдальца и говорит ему желанное слово: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Грех есть корень всех зол, причина всех несчастий человека, – это основное учение Христа и христианства. И это учение, – принятие его или отрицание, – служит признаком веры или неверия, христианского направления мысли и жизни или противохристианского. Так будет всегда, до последнего дня мира.

На наших глазах восстают теперь, плодятся и множатся, усиливаются и разрастаются совершенно противоположные воззрения; ими особенно богато наше время, и они по преимуществу являются соблазнительными для юности.

Одни уверяют, что все несчастья и все нестроения людские зависят от нашего невежества: просветите, говорят, ум людей, изощрите их рассудок, дайте им надлежащие знания, – и при свете науки они непременно избавятся от всех несчастий жизни. Другие доказывают, что нужно всем дать реформы гражданской жизни, упорядочить её строй, обеспечить полную свободу всем и во всём, и только тогда люди увидят счастье, а без того не спасут, а ещё более отяготят их положение приобретённые знания. Иные, наконец, возлагают все надежды на равное распределение среди людей богатств, денег, домов, пищи и одежд: будем мы сыты, говорят они, будем мы богаты, и тогда сами придут к нам и просвещение, и свобода, и счастье. А без этого, что нам в просвещении и свободе, если мы умираем от стужи, лишений и голода? Так учат люди мира сего.

Христианство же учит нас, – и своё учение оно подтверждает и голосом опыта всей истории человечества и голосом нашей собственной совести, – оно учит, что и невежество, и рабство, и неравенство, и все нестроения в среде людей, – все виды зла произвёл грех; оно уверяет нас, что Господь изначала создал вся добра зело, что человек сам, по своей свободной воле, зло из тёмных бездн воззвал... Христианство учит, что если вы дадите человеку и богатство, и силу, и власть, и образование, но не освободите его от греха, от этого коренного зла, – то грех всё отравит, всё обратит во зло: Знание он обратит в муки сомнений, в болезнь духа, в неверие и гордыню; свободу – в произвол и рабство; власть – в насилие, и всю жизнь – в бесконечную цепь страданий, беззаконий, пороков и взаимного истребления людей.

Глубоко вкоренилось и насаждено это учение христианства в душах простых верующих людей, в мировоззрении и укладе жизни нашего простого, христианского народа. И наоборот, нередко исполняется в мире слово Христово, сказанное в молитве Его к Отцу Своему: «Ты утаил сие от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Мф11:25).

По изображению одного из наших русских архипастырей-проповедников, в укладе воспитания доброй христианской семьи в нашем народе, прежде всего и всегда, видно именно различие и разделение всяких поступков, слов, мыслей, всяких порядков жизни по их нравственному значению, – различение дозволенного и недозволенного, греха и добродетели. И это во всех мелочах жизни. Уронил, например, ребёнок хлеб на пол; ему говорят: грех! Это значит: храни благоговейно дар Божий. Прошёл ребёнок мимо церкви и не перекрестился; ему внушают: грех! Это значит: почитай святыню. Вышел он прежде времени из-за стола; не поздоровался со старшим; поел до обедни; съел в пост скоромное; не послушал родителей, рассердился на товарища, бранился с ним... Ему на всё говорят: грех, грех, грех! Это значит: разбирай время; не нарушай порядка; слушай родителей; почитай старших; сдерживай движения своего сердца; уважай чужую личность... И вырастали и выходили, под влиянием такого воспитания, люди крепкого закала воли, люди долга, труда и подвига, люди, которым всякое дело доверить можно. Выходили люди, которые вдумчиво и осторожно относились к каждому шагу своей жизни, люди порядка и порядочности, люди творческой, а не разрушительной работы, около которых тепло и светло было ближним их, которыми красна и благоустроена жизнь. Это люди, поставившие неусыпного стража и привратника к уму и сердцу: не всякий помысел, не всякое хотение, не всякое чувство они пропустят внутрь своего духовного мира, во святая святых души...

Ныне слышим иные речи о воспитании в семье и в школе: всё позвольте, ни в чём не стесняйте, не отказывайте, ничего не останавливайте, пусть-де растёт человек на свободе... Нет, говорят, греха, нет и добродетели; каждый бывает тем, что заложено в его природе... Слышат эти соблазнительные речи, и многие, действительно, веруют в мнимую правду... И видели мы, какое опустошение в жизнь вносит это безразличие добра и зла, греха и добродетели. Видели мы, сколько это правило плодило людей безвольных, ни на что неспособных, погубивших молодость в служении страстям. Видели мы, сколько таких питомцев необузданной свободы беспутной юностью подготовили себе несчастную жизнь и жалкую старость, а нередко, до времени несчастной смерти, кончили позорным бегством с поля жизни – самоубийством!

Здесь всем нам, верующим, уроки и предостережения, уроки – хранить всегда и употреблять одну меру поведения и одну оценку своих действий: «грех это, или не грех?» Эта мера не обманет, не предаст, не погубит, она даёт человеку жизнь чистую и достойную человека.

Но особенный урок здесь для вас, юноши, питомцы учительской церковной школы. Вы готовитесь быть учителями и воспитателями молодого поколения в нашем народе. Боже вас сохрани разрушить вековое нравственное воззрение народа нашего на жизнь, воспитанное в нём благодатным воздействием Церкви! Боже вас сохрани отойти и самим от устоя Христовой веры и нравственности и измерять и оценивать поведение человека иными мерами, а не христианскими. Хотите ли вы сделать счастливыми, живыми, бодрыми отдельных людей: помните слово апостола, что оброк и дань греха есть смерть; смерть вы принесёте людям, если будете воспитывать их на основе безразличия греха и святости. Хотите вы осчастливить весь народ, ему послужить, его благу, счастью, порядку жизни содействовать: помните, что при греховности и грехе ему не помогут никакие реформы гражданской жизни, никакие свободы, ни просвещение, ни богатство; помните, что «правда возвышает народ, а умаляют племена – грехи»! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх