Проповеди на праздники:


О неотступности в молитве. Поучение пред молебном о даровании здравия благочестивейшему государю императору Александру Александровичу по прочтении известия о болезни его императорского величества, 1894 г.

Печальный смысл сейчас прочитанного понятен. Возможный исход возвещаемого безмерно скорбен; потребность мероприятий к предупреждению его, сколько это в силах человеческих, очевидна. Недуг августейшего больного, усилившись, все еще не ослабевает. Для борьбы с болезнью оказываются недостаточными усердие и искусство опытнейших врачей – нужна высшая, Божественная помощь. К испрошению таковой молитвою призываются все верноподданные августейшего больного, благочестивейшего государя императора нашего.

Для этого мы теперь и собрались. Уготовившимся для молитвы если нужно какое-либо предваряющее слово, то разве только напоминание о том, чтобы озаботиться сделать молитву богоприятною и отстранить от себя все то, что может сделать ее богопротивною.

Богом приемлется та молитва, которая исходит от искреннего сердца, совершается не устами только, а и сердцем. Представлять вид молящегося и не молиться в душе не значит ли делать напрасную и в то же время греховную попытку обмануть Всеведущего! Нет сомнения, что настоящая наша молитва за того, кого мы любим всею полнотою любви верноподданнической, любви родственной, семейной, любви признательно-благодарной, не может быть иною, как только самою искреннею.

Неблагоприятною молитва бывает тогда, когда совершается с двоящимися мыслями, когда человек молится и сомневается: слышит ли Бог, может ли помочь? Эта молитва без веры – молитва бесплодная. Будем молиться и верить, что есть Бог и взыскующим Его мздовоздатель бывает (Евр.11:6). Но нас смущать может помысл сомнения: если опасность велика, бедствие неизбежно, то можем ли мы отвратить ее молитвою? Не посрамимся ли мы, если будем молиться и останемся не услышанными? – Опасность может быть великою, но сила Божия в том и проявляется, что она отвращает неотвратимое, препобеждая законы природы. Вспомним царя Езекию, предназначенного к смерти, но ради слезной молитвы получившего продолжение жизни еще на пятнадцать лет; вспомним евангельскую историю о Лазаре четверодневном – и будем молиться с упованием и верою, что Господь мертвит и живит (1Цар.2:6), Той болети творит и паки возставляет (Иов.5:18).

Для успеха молитвы нужна неотступность в молитве. Не нужно стужати си (рус.: унывать) в молитве (Лк.18:1), то есть не нужно ослабевать в молитве, если не будем скоро услышаны; но добро стужать Богу молитвою, то есть неотступно просить. Милосердие Божие даровало людям на сие право с обещанием быть услышанными: за Богом молитва не пропадает. Стужала жена хананеянка – и получила исцеление для дочери своей (Мф.15:22–28). Стужал некто, стуча в дверь друга и прося его взаим хлеба, – и за неотступность свою получил желаемое, хотя сперва и слышал от друга отказ (Лк.11:5–8). Поэтому и сказано: стучите, и отворят вам (Мф.7:7; Лк.11:9). Итак, не удовлетворимся настоящею молитвою, но будем молиться и раз, и два, и три; будем делать это и в храмах, и в домах наших, пока наступит изменение десницы Всевышнего (Пс.76:11).

Впрочем, мы, христиане, научены не только просить у Бога милости, но и предоставлять смиренно наши желания в волю Божию, прибавляя к прошениям нашим и слова самопредания: Да будет воля Твоя! Не якоже аз хощу, но якоже Ты: самопредание в волю Божию всегда бывает полезнее, чем искание своей воли. Ибо воля Божия, как всеблагая, все направляет ко благу; как премудрая, все устрояет наилучшим образом; как всесильная, ничем не бывает воспящаема.

Итак, будем молиться; молиться же будем с искренним желанием исполнения просимого; будем и веровать, что есть Бог, и будем верить Богу и молиться.

Будем молиться – предавая сами себя, друг друга, всю жизнь нашу, судьбу всех и того, кто всех дороже для нас на земле, и судьбу отечества нашего, и судьбу всего мира во всеблагую, и премудрую, и всемогущую волю Божию.

Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя (Пс.19:10)!

Проповеди на праздники:

Наверх