О неосуждении священников
Раскольники говорят: «Какие стали у вас ныне священники? Все обмирщились, все осуетились и во грехах погрязли. Можно ли к таковым ходить? Можно ли у таких причащаться? Можно ли у таковых учиться? Да мы и из-за одних священников не пойдем к вам!» Что на это ответить раскольникам и чем вразумить их и доказать ложь, заключающуюся в словах их? Ответим им словами святого Златоуста. Не образумятся ли?
«Если священник право учит, то не жития его смотри, а словес». Но ты мне скажешь: «Как же? Меня учит, а сам своих слов не исполняет! На это я скажу тебе: «Это не твое, а его дело; он грешит, он и отвечать будет, а если послушаешь его добрых слов, то не осудишься». Господь говорит: слушаяй вас, Мене слушает; а отметайяся вас, Мене отметается. А кто хулит вас, Мене хулит. Нет, братья, не должно овце пастыря злословить. Ведь пастырь за тебя и за твоих присных службу Богу приносит, утром и вечером молится за тебя в церкви и вне церкви. И вообще молитва его за тебя постоянна. Обо всем этом рассуди и почитай его как отца. Но скажешь еще: «Он скверны исполнен и зол!» Да что тебе-то до этого? Если ты сам будешь зол, то и хороший священник тебе не поможет; а если сам будешь хорош, то и злой священник тебе не повредит. Всякая благодать исходит от Бога; священник же только уста отверзает, все же творит Бог.
Что после сего сказать глаголемым старообрядцам? Скажем, чтобы они прежде решения спора, кто лучше: наши ли священники или их пастыри, оглянулись на самих себя. У нас, так или иначе, совершает Таинства священник, законно рукоположенный; а у них кто? Или бывшие священники, лишенные священства, или люди, которым все равно, был бы хлеб, или люди, вовсе никакой веры не имеющие! Тут ли судить других? Что видиши, говорит Господь, сучец во оце брата своего, у себя же бревна не чуеши?
Да, лучше бы и не говорить о сем. Положи, Господи, хранение устам моими и дверь ограждения о устнах моих! Аминь.