О наказании детей
Обязанности родителей по отношению к детям многоразличны. Родители должны любить своих детей, питать их и заботиться о приличном их содержании, внушать им здравые понятия о православной вере, приучать к христианской жизни, удалять от худых сообществ, приучать ко всему доброму, служить для них добрым примером и, наконец, благоразумно наказывать их.
Наказывать детей? Что может быть труднее, тяжелее, мучительнее для сердца родительского? Как хотите, смотрите на это, братие, а наказание детей, в иных случаях, безусловно необходимо.
Вот и молодое деревцо режут, прививая к нему черенок доброго плода; подстригают у него ветки и окапывают корни. Но зато посмотрите, когда оно вырастет, насколько прекрасно оно и какие на нём прекрасные плоды! А вот в лесу дикая яблоня стоит не обрытая, не подстриженная, не привитая. Кругом нее – полынь и бурьян; а отведаешь яблоко, и не рад будешь, так кисло, так горько оно. Поэтому и слово Божие, и св. отцы учат нас не оставлять детей без наказания. Премудрый сын Сирахов учит: «любяй сына своей участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуяй сына своего насладится о нем и посреди знаемых о нем похвалится» (Сир. 30, 1–2). И апостол Павел говорит: «всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученым тем воздает правды» (Евр. 12, 11). Так и в Прологе, в слове от книги Премудрости о наказании чад, читаем: «Внимайте, что сказано: наказывайте детей своих, пока они молоды. Если любишь сына своего, не щади жезла своего и наказывай его в юности, чтобы в старости твоей он покоил тебя. Если же в молодости не будешь наказывать его, то очень может быть, что он ожесточится и перестанет тебя слушаться. В книге Царств рассказывается: был первосвященник Израильский, именем Илий, смиренный и кроткий, усердный на всякое дело благое. Он имел двоих сыновей; но, видя их делающих зло, не наказывал их, не возбранял, но дал им полную свободу. Они и продолжали делать зло. Чем же кончилось? Илию, отцу их, Бог сказал: «Поскольку ты не наказывал сыновей твоих, ныне умрут они от меча, и ты сам, и весь дом твой погибнет ради сыновей твоих». Итак, смотрите: человек много лет священствовал во Израиле и Богоугодно жил; но поскольку о наказании детей своих не заботился, то и погиб. И если так наказал Господь Илию в Ветхом Завете, то какому же наказанию подвергнемся мы, живущие в законе новом и не учащие добру детей своих? О сем и св. Златоуст говорит так: «Те, которые детей своих не наказывают и не учат целомудрию, те строже разбойников осудятся. Разбойник тело смерти предает, а нерадивый отец – душу».
Итак, братие, и наказание, любовью и благоразумною осторожностью растворяемое, детям полезно. Да и как же иначе? Сын твой украл пустую вещь: не накажи его, он впоследствии примется за большее. Дочь твоя повадилась ходить на ночные игрища: не останавливай, она, и не увидишь как, пропадет. Да и мало ли, особенно за последнее время, можно указать подобных случаев. Например, собрались дети выпить вина или стали курить табак. Неужели их по головке гладить? Трудно представить себе, какое зло из этого для них может произойти впоследствии, если вовремя не предупредить его. Поэтому пусть любовь ваша к детям будет не слепая, а разумная. Где можно, пожалуй, и дайте им свободу, а где нужно, там и удила на них налагайте. «Безумие, – говорит Соломон, – висит на сердце юного: жезл же и наказание далече отгонит от него» (Притч. 22, 16). Аминь.