О мытаре и фарисее (Кто такие фарисеи, и чем похожи мы на них, и кто эти мытари?)
Знаете ли вы, возлюбленные братия, что Господь не всегда прощает грехи, хотя бы мы и каялись в них? Если мы после причастия вспоминаем свои прежние согрешения, это значит, что Господь еще не простил нас и наша совесть как бы упрекает нас, напоминая о содеянном. Об этом говорит и преподобный Пинуф: «Если после покаяния совесть напоминает о грехе или является мысль, приводящая на память когда-то содеянные дела, то это значит, что Господь не совсем простил человека». А ведь за каждый поступок, за каждый грех мы дадим ответ на Страшном суде.
Матерью нашей является Православная Церковь, и сегодня она говорит о мытаре и фарисее.
Кто такие фарисеи, и чем похожи мы на них, и кто эти мытари?
О фарисеях Сам Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды... Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
В чем же проявляется фарисейство в наше время?
Мы имеем внешнюю красоту, все любим, когда про нас говорят хорошо, а между тем душа наша полна всяких грехов и пороков. Мы осуждаем ближних наших, а сами ни слова не говорим о нашем исправлении.
Апостол Павел говорит, что настанет время, когда обнажатся дела человеческие. Мы уподобляемся ныне гробам окрашенным, внутри исполненным всякой мерзости. Мы следим за внешностью, за чистотой тела, а о душе забыли; мы умываем лицо душистым мылом, а душу не можем омыть слезами. Мы расчесываем волосы, чтобы они красиво лежали, а не можем вычесать из сердца все зло, таящееся в нем. На лице нашем появится какая-нибудь язва, или прыщик, или просто пятнышко – мы целыми часами смотрим в зеркало, беспокоимся, применяем различные притирания, лишь бы уничтожить это пятнышко, этот прыщик, а с души не пытаемся смыть все ужасное, мерзкое, черное зло. Мы стараемся с виду показаться хорошими: ходим в церковь, молимся, а душа наша остается грязной; с виду, кажется, мы любим друг друга, а в душе ненавидим друзей, завидуем благополучию их и делаем им что-либо дурное.
Мы говорим, что не любим денег и презираем корыстолюбие, а если случится какая-нибудь неудача или пропажа, то мы не можем скрыть ее от ближних, лицо наше выдает нас в этом.
Вот сколько в нас фарисейства, вот как мы уподобляемся гробам, красивым снаружи и полным мертвечины и нечистоты внутри. Мы часто, видя пороки ближнего, готовы долго говорить о них, судить, не замечая покаяния этого человека и забывая о своих проступках.
Но заметьте, если мы осуждаем кого-нибудь в преступлении, то сами впоследствии будем испытывать его же непременно если не в полной мере, то в образе наших действий. Судя ближних и не замечая своих больших проступков, мы этим самым отцеживаем комара, а верблюда поглощаем. Мы часто говорим с человеком, кланяемся ему, а в душе готовы убить этого человека, потому что душа наша полна злобы. Но рано или поздно мы ответим за все это, ибо Господь наказывает за это людей не только на том свете, но и на земле. Господь посылает человеку скорбь, тоску душевную, которая гнетет и мучает его, которая изнуряет его тело и причиняет его душе ужасные страдания. Поэтому мы должны всеми силами исправлять свои поступки, для чего нужно состояние мытаря.
Мытарь – человек, противоположный фарисею, В то время как фарисей гордо произносил в своей молитве: «Господи, Ты видишь, я не таков, как прочие люди... или как этот мытарь», мытарь, смиренный и кроткий, стоя сзади, повторял только одни слова. «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Мытарь был полон сознания своей греховности, своего ничтожества перед Богом, и его душа изливалась в пламенной молитве перед своим Творцом. Его молитва была искренна и исходила из сердца, а в эти минуты, как говорит Тихон Задонский, душа не может произносить многословные молитвы и способна лишь на краткие молитвенные вздохи.
И мы должны во всем подражать мытарю. Надо молиться так, чтобы сердце участвовало в молитве. И если мы во время пламенной сердечной молитвы будем повторять с сокрушением мытареву молитву, то с помощью Божией достигнем состояния мытаря.
Итак, будем исправлять свою жизнь, будем омывать свою душу слезами покаяния, а если их нет, то непрестанно болезновать о содеянном грехе. И верьте, настанет время, когда совесть наша не будет напоминать нам о наших поступках и откроются для нас врата Небесного Царства, пребывающего во веки веков. Аминь.