О мудрости и "мудрости". В четверг 6-й недели по Пятидесятнице
На одном поле мира растёт и пшеница Господня, и плевелы лукавого. От одной земли питаются, но всё у них разное, противоположное, в том числе и мудрость. Апостол пишет, обращаясь к тем, кто от Бога: «Никто не обольщай самого себя; если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом». Мудрым принято называть того, кто больше знает, более способен предусмотреть. Представим себе двух людей, живущих в одном доме. Допустим, оба они ещё ни разу не выходили за порог. Но один каким-то образом узнал и поверил, что за стенами дома есть и солнце, и небо, и бескрайние просторы. Для него мудрость в том, чтобы как следует приготовиться, собраться и уйти в этот светлый и радостный мир. А другой упрямо не хочет в это верить и считает, что за стенами ничего нет. И для него мудрость в том, чтобы устроить своё жилище и с наибольшей приятностью провести отпущенное время. У них разная вера и поэтому разная мудрость, и мудрость одного есть безумие в глазах другого. Верующий старается жить в честности, в воздержании, а ему говорят: «Безумный! Жизнь дается человеку один раз, и прожить её надо в удовольствиях!..» – ведь они не верят, что только за порогом дома, за порогом этой жизни, начинается истинная, вечная жизнь, для которой надо готовить себя.
Верующий, по заповеди Божией, отдаёт последнее, а ему говорят: «Безумный! на что ты сам будешь жить?..» – ведь они не верят, что Отец Небесный даже за стакан холодной воды, поданный во имя божие, воздаст великую награду. Верующий терпеливо переносит скорби, за всё благодарит, никому н мстит, а ему говорят: «Безумный! тебя же сомкнут, растопчут, уничтожат!» – ведь они не верят, что Отец Небесный восставит его во славе, воскресив даже из мёртвых.
И вот, называя верующих безумными, они сами, считая себя мудрецами, копошатся в своём домике, думая, что от Бога можно отгородится стенами. Они перебирают вещи с места на место. Наводят внутри порядок и не знают того, что наш общий человеческий дом стоит на песке: в любой миг могут подуть ветры, хлынуть воды, и погибнешь под обломками своего жилища со всею своею мудростию. «Господь знает умствование мудрецов, что они суетны».
А христианин, как когда-то праведный Ной, пока не пришли воды потопа, терпеливо строит ковчег своего спасения. И над Ноем смеялись, считая его безумным, но все мы знаем, кто тогда на самом деле оказался мудрым, а кто погиб в своём безумном противлении Богу. Так и мы не должны удивляться и негодовать, если нас считают безумными, но – сожалеть и сострадать тем, кто, имея очи, – не видит, и, имея уши, – не слышит. А сами мы, если не на словах, а на деле следуем за Христом, если имеем истинную веру в Бога и в вечную жизнь, если мы и здешнюю свою жизнь строим в соответствии с вашей верой, – то и к нам относятся слова Апостола: «Итак … всё ваше: Павел ли, Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – всё ваше…» И поистине так: и Апостолы были посланы на проповедь ради нашего спасения; и прекрасный Божий мир для нас говорит о своём Творце; и жизнь дана нам как время подвига, очищения и совершенствования; и смерть тоже наша: сквозь неё, как сквозь царские врата, Господь вводит в вечную жизнь; и настоящее – наше, с его спасительными трудами; и будущее с его блаженством, всё – наше, если только мы «Христовы». А если мы Христовы, то мы Божьи, потому что и «Христос Божий».