О молитве (Как я должен молиться, готовясь к принятию Святых Таин?)

О молитве (Как я должен молиться, готовясь к принятию Святых Таин?)

Прихожанин. Скажи мне, как я должен молиться, готовясь к принятию Святых Таин?

Священник. Так же, как и всегда. Молитва есть беседа с Богом. Поэтому, ставши на молитву, должно собрать свои мысли и с глубочайшим почтением изливать пред Богом желания свои. Православные христиане молятся поутру вставши от сна, пред принятием пищи и после оной, вечером, отходя ко сну. Готовясь к принятию Святых Таин, не следует изменять этого правила. Ты ежедневно молись Богу, Богородице, Ангелу хранителю и Святым дня. Богу ты молись как источнику благ и подателю оных, Богородице и всем святым как верным рабам Божиим, в чаянии их помощи и ходатайства за тебя. Притом не забывай, что ты лично грешник, заслуживший вечный гнев Божий и только заслугами Иисуса Христа примирившийся с Богом. Бог принимает твое благодарение, слышит твою молитву только ради Иисуса Христа. Поэтому всегда, когда читаешь молитву, полагай на себе крестное знамение, дабы молитва твоя, из сердца и уст проходя через крест, освящалась крестными заслугами Христовыми и доходила до Бога чистою и Ему приятною.

Прихожанин. Не могу понять значения молитвы. Бог всеведущ: наперед знает мои нужды. Какая же надобность в моей молитве?

Священник. Без сомнения, Бог знает наши нужды и по Своему человеколюбию всегда готов удовлетворить их. Но медлит удовлетворением их, как бы в ожидании нашей молитвы – это по важным для нас причинам; именно – в надежде, что ощутив и сознав свою нужду, мы лучше оценим Божие благодеяние и, по молитве получив желаемое, будем знать, где искать нашего покоя и счастия. Если бы Господь удовлетворял наши нужды прежде, нежели мы ощутим их, то милость Божия не имела бы для нас цены; легко могло бы статься, что мы забыли бы Бога, впали в неверие, следовательно, сделались бы недостойными Его Промысла. Чувство нашей слабости и надежда на помощь Божию обращают нас к Богу и невольно располагают к молитве. Молитва к Богу низводит на нас благодеяния Его; благодеяния возбуждают благодарения и любовь; благодарения же привлекают большие, новые благодеяния. Таким образом, вера во всемогущество Божие, надежда на Его милосердие и благодарная, полная любви молитва мало-помалу приводят человека к Богу, очищают, освящают и постепенно возводят к совершенству и блаженной жизни в Боге. Вот для чего нужна наша молитва Богу: чтоб сделать нас блаженными! Господь Иисус учил: бдите и молитесь, да не внидете в напасть и учение это подтвердил Своим примером. Ты знаешь, что Он часто целые ночи проводил в молитве. Тот же пример и совет находим и у Апостолов и у всех святых, просиявших добродетелями. Апостолы были озабочены проповедью Евангелия и, несмотря на то, по крайней мере, три раза в сутки уединялись для молитвы, подвижники же благочестия всю жизнь свою проводили в молитве, и все вообще советуют: всякою молитвою на всяко время молиться духом. Молитва – это руки души. Чтоб получить что-нибудь душеполезное, надо протянуть эти руки. Поэтому Господь, на прощальной Своей беседе с Апостолами, – чтоб заохотить их к молитве, – сказал: просите и приимете. Вся елика попросите от Отца во Имя Мое, даст вам.

Прихожанин. Случается, однако ж, что Бог не исполняет желания молящихся. Отчего бы это было?

Священник. Надо знать, как человек молится; каков предмет и побуждения его молитвы. Если человек молится, чтобы Бог отмстил его врагам, или дал ему жизнь, крепость телесную, богатство, славу, ученость или что-либо другое, – не для славы Божией, но чтобы ему – как говорят – пожить, повеселиться, без всякого сомнения, такого рода молитва не будет услышана. Или если человек просит и доброго и для славы Божией, но неблаговременно. Например: просит у Бога даров Святого Духа: прозрения, веры чудодейственной, молитвы неразвлеченной, любви пламенной, мира помыслов и проч., а между тем еще нисколько не потрудился очистить свое сердце усердным исполнением заповедей, еще не приучил себя к воздержанию. Господь и желал бы исполнить такую молитву, да сам молящийся не может вместить того, что просит. Или если просит от своего лица, а не именем Иисуса Христа. Такая молитва, при всей законности и благовременности просимого, не может быть услышана. Или если говорит молитву без внимания, телом стоит пред образом, а мыслями носится Бог знает где; или нетерпеливо, настойчиво просит, т. е. требует. Нет, кто хочет, чтоб Господь милостиво внял его молитве, тот должен произносить ее с полным вниманием, со смирением и совершенною преданностию Промыслу Божию. Надобно так говорить: «Один Ты, Господи, знаешь, что мне нужно и полезно. Именем Иисуса Христа Сына Твоего Единородного, ради крестных Его страданий за меня, грешного, ниспосли милость Твою, когда это Тебе будет угодно». Молитва смиренная, именем Иисуса Христа со вниманием произнесенная, не может быть не услышана.

Прихожанин. Ты упомянул о рассеянности во время молитвы; это случается и со мною. Начну молитву с охотою, со вниманием, а потом – и сам того не замечаю – унесусь мыслью к предметам посторонним. Все мои старания собрать рассеявшиеся мысли остаются безуспешны: едва успею собрать, как они снова разбегаются. Отчего бы это было? Как помочь этому?

Священник. Подобное несчастие случается со всеми, кто не свободен от пристрастия к миру, чей ум и сердце озабочены чем-либо более надлежащего. Поэтому весьма легко определить и причину рассеянности во время молитвы. Например, во время молитвы тебя занимают помыслы вражды на ближнего: это значит, что в тебе гнездится гордость; или тебя занимает красивое лицо, речи, походка, наряд красивой женщины – берегись, тебе грозит падение; или тебя занимают хозяйственные хлопоты – значит, слабость твоего доверия Промыслу; или тебя занимают (прочитанные или выслушанные) рассказы про обеды, гулянья, разные увеселенья – берегись, чтоб не возобладала тобою праздность. Одним словом, по роду мыслей можно определить и их источник; можно указать и на те средства, кои сильны против этого зла, да и воспользоваться этими средствами не совсем трудно: нужны только самонаблюдение, терпение, настойчивость.

Прихожанин. Я весьма желал бы знать эти средства: хочу молиться с полным вниманием.

Священник. Первое средство есть хранение своего сердца. Сердце человека есть такая сокровищница, откуда исходит или жизнь, или смерть, блаженство или погибель. Поэтому внемли себе, наблюдай за собою, всячески остерегайся, чтоб не попало в сердце твое что-либо лукавое. Ежечасно будь при твоем сердце; именем Иисуса Христа отражай всякий прилог мысли чуждой; никак не попускай сердцу уклоняться в то, что не относится к славе Божией. Бог и слава Его должны составлять для тебя главный, существенный предмет и мыслей, и желаний, и действий.

Прихожанин. Ну, это средство – мне кажется – не для всякого. Оно, бесспорно, хорошо; но как приложить его? Вдали от мирской суеты, в монастырях – это так, но в мире, где семья и должность поглощают наше внимание...

Священник. Довольно, я вижу, что ты хочешь сказать. Вся сила твоего недоумения заключается в том, что обязанности семейные и гражданские будто бы несовместимы с прославлением Божиим. С христианской точки зрения это неверно. Ты подумай вот о чем: то, что человек живет семейством, разве человеческая выдумка, а не Божия воля? Ты знаешь, что Бог, создавши прародителей наших, благословил их властию чадородия, следовательно, тем самым узаконил и все семейные обязанности и отношения. Значит, если человек, принявший обязанности семьянина, исполняет их по совести, то исполняет вместе и волю Божию, т. е., другими словами, служит Богу, прославляет Его. Равным образом и власть царская и весь гражданский порядок стоят не без воли Божией. Апостол Павел говорит, что надо повиноваться князьям не только по страху наказания за ослушание, но и по совести, потому что несть бо власть, аще не от Бога. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется. Следовательно, кто исполняет волю своего начальства, тем самым исполняет и волю Божию, потому что сущия власти от Бога учинены. Только при исполнении каких-либо обязанностей надо иметь ту предосторожность, чтоб исполнять их решительно как волю Божию, как обязанность, возложенную на тебя самим Богом. Принимаясь за дело, всегда воображай, что оно тебе поручено Богом, что, поручивши тебе это дело, Господь лично присутствует, смотрит на твое исполнение Его воли; хорошо ли, худо ты делаешь это – Он все оценит, никогда не забудет, и что – рано или поздно – непременно надо будет отдать Ему отчет в исполнении порученных обязанностей. Поступая так, ты не только не повредишься, но и получишь великую пользу от исполнения твоих обязанностей: они будут постоянно напоминать тебе о Боге, ты будешь ходить во свете лица Божия.

То правда, что, если вести себя неосторожно, мир и наши отношения к нему весьма могут вредить нам. Это огонь, который жжет и истребляет; но он же и согревает, и во многом необходимый нам помощник. Обращайся с этим огнем осторожно, не касайся его голыми руками, так и не повредишься. Смотри на мир, как на такое поле, через которое лежит твоя дорога в Царство Небесное. Это поле усеяно разной величины острыми камнями. Не ходи по нему голыми, босыми ногами; надень обувь покрепче, так и не повредишься. Пусть сердце твое оградится памятью Божиего, облечется в сознание долга, вооружится терпением, покорностью Промыслу: мир никогда не повредит тебе. Сколько людей, которые жили в мире, исполняли свои мирские обязанности – и спаслись! Напротив, сколько людей, которые уходили из мира, жили в монастырях – и погибли! Дело, очевидно, не в месте. При усердии, добросовестности, теплой вере, терпеливой покорности Промыслу мир не помеха нам ни в чем.

Итак, если хочешь снискать истинную молитву, неразвлеченную, храни свое сердце, ограждай его непрестанным памятованием Бога, именем Иисуса Христа гони все приражения лукавого, истребляй всякую неотвязчивую мысль. Это первое средство. Второе состоит в частом напоминании себе всех благодеяний, тебе лично оказанных Господом, и особенно той великой милости, что Он принял тебя в число спасаемых, между тем как множество людей – и по состоянию, и по жизни, и по способностям, и по познаниям – лучше тебя, а остаются в неверии. Размышление о благодеяниях Божиих расположит сердце к благодарности, искренней любви и укрепит непрестанную память о Боге. Размышляй и о твоих грехах, и о долготерпении Божием. Это расположит тебя к смирению, терпению, покорности, исповеданию грехов. Наконец, главное средство к снисканию молитвы есть молитва к Господу Иисусу. Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже. Хочешь хорошо молиться? Молись к Господу Иисусу о помощи, о ниспослании молитвы. Между тем, чтоб сказанные средства возымели приложение, по возможности исполняй все заповеди Божии. Наши труды в исполнении заповедей Божиих суть та сокровищница, которою мы сохраняем дары Божии. Не исполняя заповедей, если б ты и получил дар молитвы, не сохранишь его: для него не будет точки опоры.

Сказанные средства не мое изобретение; это опыты святых, прежде нас бывших подвижников. За действительность этих средств ручается то совершенство, до которого они возвели отцов наших. Постоянным хранением сердца, памятию Божиего, соблюдением заповедей, размышлением о благодеяниях, полученных ими от Бога, и о своих частных согрешениях, призыванием имени Иисуса Христа, они мало-помалу приобрели чистую молитву, молитвою же согревали, очищали, просвещали свое сердце, сделали его способным беседовать с Ангелами, осиявались и сияли Божественным светом, были прозорливцы, чудотворцы, глубокие изъяснители тайн веры и вообще владели многими дарами Святого Духа.

Считаю нужным сказать тебе еще несколько слов в предостережение. Во всяком деле нужно терпение, постоянство. Древо, часто пересаживаемое, не растет. Мальчик, учащийся день и потом два дня гуляющий, никогда ничему не научится. Поэтому, встречая какие-либо неудачи в деле молитвы, не смущайся; терпи, трудись, молись. Всячески старайся собрать твои мысли. Читай молитву не торопясь или читай громко, чтоб удержать внимание. Леность прогоняй страхом суда Божия. Если же во время молитвы почувствуешь теплоту сердечную, умиление, слезы – знай, что Дух Божий коснулся твоего сердца. Всеми силами старайся удержать, продлить это умиление. Молитва умиленная, сопровождаемая слезами, весьма много содействует очищению сердца и усмирению помыслов.

Между тем, не забывай того, что враг наш диавол не оставит тебя в покое; заметив твои хлопоты о снискании молитвы, употребит все меры, чтоб возмутить покой твоей мысли и попрепятствовать твоим желаниям. Тут между вами должна произойти настоящая война: не малодушествуй, не поддавайся. Здесь я укажу тебе на некоторые козни диавольские, равно и на те средства, какими должно уничтожать их.

Прежде всего диавол вооружит против тебя тебя же самого. Твои давние привычки, любимые развлечения, удовольствия, грехи, слабости – все это во время молитвы придет тебе на память, чтоб осквернить твою мысль, даже снова увлечь тебя в нечистоту дел или, по крайней мере, – возмутить твою душу: берегись! Всеми силами держись за память Божию, усердно призывай имя Иисуса Христа, и этим страшным для врагов наших именем гони, истребляй всякий прилог нечистой мысли. Память Божия и сладчайшее имя Иисуса есть огонь, попаляющий наветы и козни вражеские. Иногда бесы представят тебе милосердие Божие и то, что ты уж довольно потрудился, что можно бы уж дать себе маленькое послабление. Не верь: это совершенная ложь. Достаточно и одного, даже самомалейшего греха, чтоб погибнуть. Или, видя твою твердую память грехов своих, представят тебе правосудие Божие, твои грехи, неминуемую за них муку, чтоб привести тебя в отчаяние. Не верь! Бог столько же правосуден, сколько и милосерд. Он наказывает собственно не за грехи, но за упорство во грехах, за нераскаянность. Достаточно и одной веры во Иисуса Христа и искреннего раскаяния во грехах, чтоб получить прощение и спастись. Одним словом, гони всякую мысль, которая или прельщает тебя, или приводит в отчаяние и потому отдаляет от Бога. Умиротворив твои помыслы, жди новой, внешней брани. Иногда нападут на тебя хульные помыслы на Бога, Пречистую Матерь Божию и святых или поднимутся какие-либо нечистые, срамные мысли, так что при всем старании твоем освободиться от них они не отступают: познай козни врага! Не смущайся! Уж то самое, что мысли эти и хулу встречаешь с испугом, с желанием удалить их, доказывает, что они не твои. Благодари Бога за эту напасть, усердно проси Его помощи и заступления. Может быть, во время неразвлеченной молитвы услышишь необъяснимый шум, даже явно увидишь бесов, устремляющихся на тебя с угрозами. Не страшись: без попущения Божия никто не может сделать с тобою что-либо. Продолжай твою молитву спокойно, во славу Божию, и вся прелесть вражия исчезнет. Или, молясь, увидишь свет необыкновенный, или Ангела, или даже как бы Самого Иисуса Христа. Остерегись: не поклонись диаволу вместо Господа. Апостол Павел говорит, что и сатана может принять вид Ангела светла. Не верь никакому видению прежде, нежели очистишь свое сердце. Тайны Божии открываются только чистым сердцам. Притом истинное, от Бога посылаемое тебе видение непременно повторится. Сверх того, святые отцы говорят, что при некотором внимании к видению нетрудно отличить истинное от ложного. Истинное, от Духа Божия бывающее видение исполняет сердце радостным трепетом, умилением, слезами, располагает к молитве и по себе оставляет в сердце горячую любовь к Богу и ближним, смирение. Напротив, ложное, от врага бывающее, приводит сердце в страх, смущение, препятствует продолжению молитвы и оставляет по себе самомнение, презрение к ближним, гордость. Впрочем, искушения ложными видениями Господь попускает только в наказание за гордость. Смиренные сердцем всегда вне этой опасности.

Итак, сын и друг мой! Запомни слова мои и понемногу приучайся к молитве, пока есть время. Жизнь будущего века и блаженство праведных есть не что иное, как молитва. Сподобившиеся войти в число избранных Божиих будут изучать премудрость и силу Божию в тварях и тем усиливать, возвышать свою любовь и молитву к Богу. Кто испытал сладость молитвы, тот поймет силу говоримого; а душевен человек не примет, не вместит, яже Духа Божия и не поймет, потому что говоримое понимается не умом, а сердцем, познается опытом, а не соображением. Приучайся к молитве, иначе, если б Богу и угодно было принять тебя в Царство Свое, ты и там, среди блаженных, не будешь блажен.

Прихожанин. Все, что ты говорил мне доселе, для меня совершенная новость.

Священник. Благодари же Бога за то, что Он благоволил открыть тебе это через меня. Да и на будущее время не таи твоих недоумений. Надеюсь на милость Божию, что Он по вере и молитве вашей поможет мне сказать вам все, что нужно и полезно.

Прихожанин. Скажи мне, как я должен молиться в церкви?

Священник. Так же, как и дома: с полным вниманием, благоговением, любовью. Молитва частная – домашняя от общественной, в церкви совершаемой, отличается только местом.

Прихожанин. Не лучше ли мне дома молиться? Господь вездесущ; без сомнения, услышит молитвы и дома. А в церкви, что поется и делается, я решительно не понимаю.

Священник. Нет, ты сделаешь нехорошо. То правда, что Господь везде слышит наши молитвы, но Ему будет приятнее, если мы будем исполнять Его волю. Он, конечно, не хуже нашего знает, что слышит и видит все и везде, однако ж повелел строить храмы и в них собираться на молитву. Спаситель сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди их. Следовательно, когда ты молишься дома, ты один. Когда же молишься в церкви, то при молитве твоей и Спаситель и Ходатай твой пред Богом Отцом. Посуди же сам, такая молитва как должна быть приятна Богу и полезна тебе! Поэтому-то Апостол Павел заповедал: собраний церковных не отлучатися!

Сверх того, жизнь наша есть война с диаволом. Все мы составляем одно воинство Христово, под знамением креста сражающееся. В общем строю – ты страшен врагам, но как скоро отделишься, то враги страшны тебе. Поэтому без нужды не отделяйся от общего войска, неопустительно ходи в церковь для общей молитвы. Когда ты по какой-либо важной причине не пойдешь в церковь, тогда молитва церкви приносится за тебя, и Ангел Хранитель твой с тобою. Но когда по лености или самочинию, то – ты один. Берегись! Между тем, мне кажется, ты напрасно говоришь, будто не понимаешь, что делается в церкви. Когда ты видишь священника, с благоговением, со слезами поклоняющегося пред престолом, то ужели не понимаешь, что значит его поклон и о чем он плачет? Ты, может быть, не понимаешь слов молитвы священника, но, вероятно, и без толкования отгадаешь, Кому он кланяется, о чем плачет. Подражай и ты священнику, за ним поклонись и ты Богу, поскорби, поплачь и ты о грехах своих, о том, что ты прогневал ими Бога. Или когда ты видишь, что вся церковь становится на колени и молится, ужели не понимаешь этого? Стань и ты на колена и, как раб провинившийся, на коленях умоляй своего Господа. Ты не понимаешь молитв, т. е. слов молитвы. Да ведь не в словах сила, а в чувствах, в любви к Богу. Говори чаще с любовию, с усердием: «Господи, помилуй!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Ангеле Божий, Хранителю наш святый, не оставь, защити нас!» Этих трех молитв достаточно для тебя. Бог видит и слышит всё. Ему дорого не слово складное, но сердце любящее. А любить Бога всегда зависит от тебя.

Согласен, что лучше было бы, если б ты понимал все, что читают и поют в церкви. Обряды и песнопения нашей церкви сильно действуют на чувство человека: возбуждают, поддерживают и усиливают теплоту любви к Богу. Но кто ж виноват, что ты не понимаешь их? Молись усерднее Богу, чтоб Он из среды вас самих восставил вам человека усердного и способного перевести и объяснить вам непонятное. Мы здесь временно; не успеваем выучиться языку, как должны возвратиться на родину. Между тем, дело перевода святых книг требует и знания языка, и опытности, и постоянства.

Итак, не смотри на то, что ты не понимаешь молитв церковных, ты все-таки неопустительно ходи в церковь, с благоговением поклоняйся Богу: на коленях, со слезами моли Его о прощении грехов твоих; усердно и постоянно молись о том, чтоб Господь открыл тебе и тайные грехи твои, тобою уже забытые, – научил тебя искренно, душеполезно исповедать и впредь предохранил бы от порока.

Наверх