Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на разные места Священного Писания. О милосердии и любви христианской

Поучение девяносто второе 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний день Святая Церковь через Евангелие нам говорит об особо возвышенных христианских добродетелях - любви и милосердии.

Господь Сам заповедал нам любить всех людей, даже врагов наших, благотворить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас. Это потому, что Сам Бог есть Любовь! Он так возлюбил нас, что Сына своего Единородного не пожалел нас ради и нашего ради спасения. Любовь является основой христианской жизни, основной христианской добродетелью! Не возлюби Господь нас, предоставь нас самим себе и не было бы восстановления той духовной связи человека с Богом, которая была нарушена грехопадением Адама и Евы. Святая Церковь не имела бы тех спасительных таинств, которые врачуют души человеческие, которые есть дары Божественной любви.

Человечество до пришествия Спасителя было подобно кораблю среди бушующего океана, который потерял управление в месте гибели своей. Дохристианский мир в те времена, погрязший в грехах и пороках, искал удовлетворения лишь в хлебе и зрелищах. Не видя света, дохристианский мир ждал и надеялся, что настанет день и исчезнет тьма и воцарится мир справедливости и правды среди людей и народов.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! - так воспевали Ангелы о пришествии Богочеловека через непорочное рождение от Пресвятой Девы Марии, Спасителя мира - Иисуса Христа.

Учение Спасителя потрясло и разрушило все нравственные основы древнего языческого мира. Вместо жестокости и человеконенавистничества Господь стал учить: Бог есть Любовь\ и Пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем; Да любите друг друга, - говорит Он Своим ученикам; Любите врагов ваших, благотворите, взаймы давайте, не ожидая ничего; Прощайте и прощены будете; Друг друга тяготы носите, и каждый пусть ищет пользы другому и тогда будет вам награда великая, ибо вы за благие дела сынами Вышняго наречетеся...

Учение Спасителя, коснувшись сначала рыцарей, через них распространилось среди народа того времени, а в X веке пришло и к нам, на нашу родину, в нашу страну.

Братия и сестры! Очень часто в жизни людей бывает так: что имеют, не хранят, а потерявши плачут. Так и многие современники Спасителя не воспринимали долго Его учения, не ведали, что Спаситель говорит, но некоторые считали, что Он, как мессия, спасает людей от грехов и смерти.

Евреям того времени хотелось видеть Христа в земной славе, силе, видеть царство еврейское, а Он проповедовал Царство Небесное, Царство не от мира сего. До конца Его жизни на земле многие ждали, что Он вот-вот провозгласит Себя Царем на земле Израиля и поведет его на окружающих врагов и устроит Израилю земное царство - благополучие.

Но Христос пришел установить царство мира и любви, пришел раскрыть сердца людей для братолюбия, для жизни человека, как достойного сына Божия.

Возлюбленные, по природе своей человек - доброе существо. Добрый человек, - как учит Спаситель, - из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек, из злого сокровища сердца своего, выносит злое. Мы рождаемся с добрым сердцем. Недаром Господь, указывая на детей, сказал: Таковых есть Царство Небесное! Все мы были в свое время детьми и все были угодными для Царства Небесного. Но потом мы не сохранили дары детства своего, не укрепились в христианских добродетелях, а, как нерадивые, все глубже закапывали свои природные таланты в грехах и пороках. Поэтому-то, возлюбленные братия и сестры, охладело, очерствело сердце наше; мы стали больше расположенными к ненависти и злобе, к зависти и гордыне - душепагубным порокам, а к любви и миру стали мы все холодными. Часто протянутую руку к нам за помощью мы отталкиваем, обрекая просящего на страдание. В нас живут как бы два человека: один хороший, другой злой, и второй более нами управляет, нежели хороший. И вот, братия и сестры, взирая на самого себя, на свои дела, порою хочется бежать от самого себя, от лукавых дел своих. Хочется взывать к Богу о помощи и поддержке в борьбе с тяжкими своими согрешениями. Это благие минуты в нашей жизни, когда пробуждается наша совесть и душа вспоминает о Боге. В это время мы слышим глубокий и как бы далекий, но в то же время близкий, как бы родной голос, который тихо зовет нас: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Я упокою вас». И в такие минуты взор наш устремляется к небесам, а уста тихо шепчут: «Господи, не суди нас по греховным делам нашим, а суди по своему Милосердию». И в такие минуты встречается сердце наше с Господом, хочется делать только хорошее, хочется обнять всех людей и громко крикнуть: «Я люблю вас, братия и сестры!»

Возлюбленные, дока есть, еще время, будем творить добро, пока наше сердце не очерствело, не разучилось любить. Возлюбим друг друга, на зло будем отвечать любовью и за всех ненавидящих нас будем молиться, чтобы Господь простил нам обиды. Смирим свою гордыню, возлюбим кротость и смирение и Господь не оставит нас сирых и грешных, молящихся Богу.

Вот, возлюбленные, что сказано в Святом Евангелии, в сегодняшний день, о милосердии.

Вы скажете, что очень трудно обидчикам прощать, да еще и молиться за них. Да, это трудно. Но зато это великий подвит! Если мы прощаем обидчику и желаем ему спасения и молимся за него, то этот подвиг выше всего, эта молитва выше поста и выше всяких бдений и поклонов! Видите! Какая это высокая добродетель - прощать обидчикам и желать им спасения! Конечно, без благодати трудно нам перейти на эту добродетель. Но вот сегодняшний день Святая Церковь вспоминает память святого Кириака.

Преподобный Кириак жил 109 лет и в его житии говорится, что солнце не видало его на людей гневающимся, а в особенности гневающимся на обидчиков.

Видите, что делает благодать! Он молился, он просил Господа Бога дать ему эту добродетель - молиться за обидчиков и прощать их, и получил просимое.

Что же остается нам сказать по этому вопросу? Мы мало обращаемся к Богу, мало обращаемся к Божией Матери за помощью, чтобы получить эту благодать - прощать обидчикам и желать им спасения. А если мы будем обращаться и просить, то Господь и Матерь Божия пошлют нам эту добродетель и тогда мы на земле будем чувствовать великую радость и счастье! А ведь в чем счастье? Святые Отцы выражают это в таких словах:

В чем счастье жизненного пути? Куда твой долг велит идти? Врагов не знать, преград не мерить! Любить, надеяться и верить!. Аминь.  

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 411 - 414


Проповеди на праздники:

Наверх