О маслине и ее ветках. В четверг 4-й недели по Пятидесятнице
Господь говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Господь говорит именно «приидите… все», – на всех хватит радости, на всех хватит мира и покоя. И мы привыкли, что на земле все дается строгой мерой, и чтобы получить, надо непременно кого-то оттолкнуть, и чтобы получить больше, надо, чтобы другому не досталось совсем. И эта позорная ревность становится совсем уж ревностью не по разуму, когда начинает простираться на Божественные дары. Даже на пути к Богу мы подозрительно оглядываемся на того, кто идет рядом: не обгонит ли? не достанется ли ему больше? Был такой грех и в самые первые годы Церкви. И иудеи с ревностью смотрели на обращающихся язычников, дескать, как это дерзают приходить к их, Иудейскому Богу?! А язычники, с возмущением видя, что иудеи в основной массе не торопятся принимать во Христе своего же Бога, думали, что Бог и совсем отверг этот народ.
Апостол Павел помогал прийти в разум и тем, и другим. Сегодня его слово – к христианам из язычников. он рисует Церковь как благородную маслину, посаженную Богом на земле и имеющую давние, глубокие корни. Он подчеркивает, что Церковь – хотя и новый, небесный, духовный, но именно – Израиль; и он указывает бывшим язычникам на святых праведных Авраама, Исаака и Иакова, которые некогда получили от Бога благословение и обетование быть корнем этой маслины.
А «если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви». Апостол учит христиан благоговейно относиться к священной истории, к тому пути, которым Бог благоволил вести к спасению человечество. Ведь и все потребное для жизни Бог не сбрасывает с неба, но – Своей силой выращивает из земли. Так и глубочайшие исторические корни нашей веры – одно из доказательств ее истинности.
Апостол, конечно, слишком хорошо видит, что«некоторые из ветвей отломились». Но приобщение людей из других народов к Христу происходит только так, что «ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины». И Апостол предостерегает от гордости перед отпавшими: «Они отломились неверием, а ты держишься верою… Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя. И так видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, и благость к тебе, если прибудешь в благости Божией: иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются: потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины, и не по природе привился к хорошей маслине: то тем более сии природные привьются к своей…». Конечно, не принявший Христа иудей перестает иметь какое-либо отношение к Аврааму, Исааку и Иакову и становится «как язычник» (Мф. 18:17); но и каждый миг пребывания отсеченной или не привитой ветви вне маслины тоже определен только ее верой и свободой. Поэтому тех, кто уже здесь, Апостол предостерегает: «Не гордись, но бойся». А остальных Господь неустанно зовет: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». И чтобы все ветви: и природная, и привитая – с одинаковой полнотой питались единым соком Божией маслины.