О крестной любви ко Христу. 2000 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее воскресенье называется Неделей перед Богоявлением. И мы, прежде чем наступит праздник Богоявления, Крещения Господня, обновления нашего Крещения, призываемся испытать свои обеты, которые мы или крестные наши за нас давали при Крещении.
Крещение, как говорит апостол Петр, есть обещание Богу доброй совести, которое спасает нас Воскресением Христовым (1 Пет. 3, 21). Мы слышали на всенощной в Евангелии, как Господь испытывает крепость жизни апостола Петра. «Симоне Ионин, любиши ли мя?» — трижды спрашивает Он трижды отрекшегося от Него, трижды предавшего Его апостола. И трижды говорит ему: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя».
Где нет любви, там нет Церкви, нет пастырства. Где нет любви ко Христу Богу, там ни о каком апостольстве, епископстве, священстве, ни о каком служении Богу говорить невозможно. Может быть все, что угодно у человека — любые достоинства, любые качества, внешнее благочестие — никаких канонических препятствий для служения. Но если нету любви, Господь не говорит этому человеку то, что Он сказал Петру трижды.
И с этими же словами: «Любишь ли Меня?» Он обращается к каждому из нас каждый день в течение всей нашей жизни, прежде чем мы услышим эти слова, решающие нашу судьбу, на Последнем Страшном Суде. Потому что любовь к Нему, к Богу — первая и главнейшая заповедь, как мы знаем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею, всем помышлением твоим». Можно прекрасно это знать, как знал богослов законник, искушающий Христа вопрошанием о том, какая заповедь является главнейшей, и быть, как говорит Спаситель, недалеко от спасения. Но это «недалеко» может быть бесконечной бездной‚ если знание истины не станет нашей жизнью.
«Любишь ли Меня?» — спрашивает Господь. Или, может быть, не так любишь, как эта заповедь говорит, может быть, только частью твоего ума, а весь твой ум обращен совсем к другому? И только чуть-чуть сердца твоего касается эта любовь, а ты отдаешь его совсем другим глубинам? Может быть, не надо тебе говорить о любви ко Христу? Но мы знаем, что без этой любви нет нашей жизни. Мы знаем, что тайна жизни заключается в том, что когда мы любим Христа Бога, когда мы узнаем эту любовь, когда она внезапно касается нас, мы соединяемся с Богом, мы становимся едиными с Ним. И эта любовь есть жизнь вечная. Там, где эта любовь, там вечное общение человека живого с Богом Живым — человека, живого любовью к Богу, даром Христа.
«От юности Христа возлюбил еси, блаженне» — славили мы вчера преподобного Серафима Саровского, который показывает нам, что такое любовь человека ко Христу Богу. Эта любовь зависит от дара Божия, и она зависит также и от нас. Она зависит прежде всего от дара Божия.
В Крещение Господне мы услышим глас Отчий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот глас Отчий трижды звучит в Евангелии, не только в Крещении Господа Иисуса Христа, но и в Преображении Его, когда тот же Отчий глас с небес свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». «Послушайте Того, — говорит святой Иоанн Златоуст, — сказано, потому что Господь обращает эти слова к апостолу Петру, который думал, что он любит Господа и который, когда Господь стал говорить о предстоящих Ему страданиях, подошел к Нему и стал утверждать: “Да не будет этого с Тобою, Господи!”, и услышал беспощадный ответ: “Иди за Мною, сатана”. Тот самый ответ, который Господь дал диаволу во время его искушения в пустыне после принятия Крещения». Святой Иоанн Златоуст говорит, что эти слова обращены к апостолу Петру для того, чтобы он понял, что путь любви ко Христу идет через послушание Ему. И только так мы научаемся истинной любви.
И еще раз, в третий раз, звучит Отчий глас, обращенный к Сыну Единородному, когда накануне Своих страданий Христос молится: «Отче, избавь Меня от часа сего! Но на сей час я пришел в мир. Отче, прославь имя Твое». И голос с небес, который слышит народ: «И прославил, и паки прославлю», свидетельствует о той славе, о той любви к людям, которую должен явить Господь, и о той славе и той любви, к которой должен приобщиться всякий уверовавший во Христа, принявший Святое Крещение человек.
Святитель Феофан Затворник, говоря о том, что от нас, а нe только от Бога, зависит научение тайне любви ко Господу, обращает наше внимание на то, что на русском языке слово «Крещение» счастливо совпадает со словом «Крест». И быть крещеным человеком значит быть крестоносцем, говорит он, значит быть прежде всего причастным крестоношению Господню.
Три составных части, говорит он, есть у креста. Первая — это наши грехи, с которыми мы должны бороться и которые мы должны терпеливо нести, потому что победа над грехом не дается легко. Хотя в таинстве Крещения наш человек обновился, и Господь показывает славу нового человека в святом Преображении, путь к этому после крещения идет через крестные страдания. И прежде всего необходимо терпеливое перенесение нашей естественной немощи. Хотя грех уже не находится в центре личности человека, а как бы на периферии его личности, говорит святитель Феофан, тем не менее он мучает и искушает душу человеческую. В течение всей своей земной жизни человек как бы труп носит на своей спине, мертвого человека. Что бы он ни делал, куда бы он ни шел, чем бы он ни занимался — неотступно следует за ним его греховность, которая уже находится извне, но которая не оставляет его. И это тяжкий крест для души человеческой. Горе человеку, когда он отречется от своего креста, уступит врагу, когда этот мертвый человек сделает его самого мертвым! Но доколе терпеливо он сражается с грехом, помня, что Господь не оставляет его, он нe должен терять надежды, что будет увенчан тою славою, которую Господь дает в Своем Преображении.
Вторая часть этого креста связана с нашими внешними скорбями, по слову святителя Феофана Затворника. Все наши болезни, потери близких, все несчастья, которые сопутствуют нам неизбежно в течение всей нашей жизни, мы должны терпеливо, со смыслом, с упованием нести как крест Господень. И это возможно только тогда, когда человек имеет любовь ко Господу. Когда есть у него эта любовь, тогда все становится совершенно иным. Тогда внешние испытания его скорбями, и испытания грехами раскрываются совершенно в ином свете. И человек понимает слова апостола Иоанна Богослова, что заповеди Господни не тяжки суть. Нет ничего тяжелее заповедей Господних, но когда есть любовь ко Христу, тогда все становится иным.
И наконец, третья часть этого креста, нашего участия в Крещении Господнем, по слову святителя Феофана Затворника, заключается в том, что когда мы научаемся твердо и мужественно проходить через все внешние скорби, когда мы отражаем грубые греховные приражения, когда естество наше уже просветляется мало-помалу тем светом, которым мы запечатлены в Святом Крещении, по попущению Божию нам даруется искушение, касающееся самых наших сокровенных глубин. Эти искушения, говорит Святитель, могут быть столь велики, что только человек, которого хранит благодать Божия за усилия никогда не предать Господа, только человек, который знает любовь к Богу, может устоять в них. И для человека, прошедшего эти искушения, смерть становится приобретением, по слову Апостола. Вхождением в тy новую жизнь, ради которой создан человек.
Мы живем в мире, где Христос все более и более отвергается. Будем испытывать себя, что происходит с нами, с нашей душою и с нашей жизнью. Потому что там, где Христос не занимает главенствующее положение, это положение занимает диавол. И тогда напрасным оказывается для нас дар, который мы получили во Святом Крещении. Как оказался он, очевидно, напрасным для многих миллионов людей, во Христа крестившихся и от Христа отвергшихся во время испытаний и искушений, недавно бывших в нашем Отечестве.
Каждый из нас, прежде чем наступит праздник Богоявления, Крещения Господня, пусть обретет такое покаяние, которое было у апостола Петра, с тем чтобы он мог сказать своему Господу: «Ты, Господи, все знаешь. Ты знаешь немощь моей души. Ты знаешь все мое предательство Тебя, пусть не в исповедании веры, но в отречении от Тебя поступками моими, жизнью моей. Но Ты все знаешь, Господи, и Ты знаешь, что я люблю Тебя».
Пусть каждый из нас не одними устами обретет эту способность снова сказать в праздник Святого Крещения: «Отрекаюсь тебя, сатана, гордыни твоей и служения твоего. Сочетаюсь Тебе, Господи Иисусе Христе, и поклоняюсь Кресту Твоему и Воскресению». Аминь.