О крестном следовании за Христом. Память благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. 1999 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Продолжается праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, отдание которого будет завтра. Сегодня память святых мучеников и исповедников — благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, которые пострадали в середине ХIII века после того, как русская земля оказалась под игом татарским.
Чтобы получить от хана Батыя ярлык на княжение, надо было поклониться кусту и огню, как требовал этого языческий обычай. Но святой благоверный князь Михаил и болярин его Феодор предпочли смерть за Христа, верность Ему, нежели те блага, которые обещало им отступление от Господа. Очень важный момент в этом событии — что много князей, весьма достойных, уважаемых народом, уговаривали благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, чтобы они поклонились, а потом плюнули на эту мерзость, и продолжали жить как христиане. Они добавляли, что возьмут этот грех на себя: «Вы так нужны русским людям, что стоит ли ради какого-то идола жертвовать своею жизнью».
Сегодня в Евангелии Христос говорит, что жизнь без Него не имеет никакой цены, что бы человек ни приобретал; она не имеет никакого значения, что бы человек ни достигал. Кто хочет душу свою спасти, тот да погубит ее, а кто спасет свою душу в мире сем, тот погубит. Все перевернуто как будто, но все предельно ясно. Оказывается, погублением души — то есть смертью за Господа — человек может приобрести больше, чем жизнью своею, чем всеми подвигами, которые он совершал в жизни. И так происходит очень часто. Так и произошло с этими святыми, которые своею смертью спасли землю русскую.
Мы часто слышим о том, что татаро-монголы были не столь жестокими по отношению к Церкви христианской, по сравнению с тем, что пришлось нам наблюдать в последующей истории. Почему так было? Ведь первоначально они были настроены совсем по другому и требовали от всех русских князей, всех православных христиан, с которыми они вступали в общение, обязательного поклонения языческим идолам. Однако видя, как люди предпочитают смерть поклонению идолам, хан Батый поколебался в своем первоначальном намерении и отменил свое распоряжение.
Судьба всей русской земли зависела от этого подвига. Если бы все рассуждали так, как эти вполне благочестивые князья — что можно иногда пойти на компромисс, можно ради спасения лучших людей поклониться кусту и огню (потом это будет коммунистический идол,а сегодня — уже другой идол) — то история сложилась бы иначе, и на долгие века продлилось бы татаро-монгольское языческое иго над русской землей. И само Православие уже подвергалось бы опасности уничтожения. Так всегда происходит в жизни: рано или поздно человек должен стать перед решающим выбором.
Господь принес Себя в жертву за спасение всех, чтобы вечная жизнь нам принадлежала. Крест Христов говорит о том, что каждый из нас должен либо пожертвовать верностью Христу и Его Кресту, ради того чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует.
Все зависит от того, какие ценности являются определяющими в нашей жизни. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь, а потом может оказаться уже поздно.Человек может быть готовым пожертвовать честью ради выгоды. Человек может желать материального успеха и мало задумываться о том, какою ценою этот успех достигается. В мире, как мы видим, все больше соблазнов «выгодной бесчестности». «Выгодно быть нечестным» — как сказал один известный православный публицист по поводу октябрьских событий 1993 года.
События эти показали, что на самом деле очень немного людей, которых нельзя купить за большие деньги. Выявилось не только благородство и жертвенность многих людей‚ которые были защитниками законности и нравственности и жизнь свою положили, чтобы не было уничтожения России нашей и народа — то, что устроители этого преступления постарались вслед за этим скоро осуществить.
Все, оказывается, могут определять простые земные выгоды. И за желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Как говорят святые отцы, есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, для того чтобы прибавить это к своему земному богатству.
Однако что может дать человек взамен души своей? Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы нас приобщить Своему богатству.
Человек может жертвовать принципами для того, чтобы понравиться людям. Очень часто такое бывает в жизни, когда наша твердость может не нравиться другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все в зависимости от того, какая идеология торжествует‚ какая атмосфера в обществе. В конце концов все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Не просто растлите, развратники могут нравиться большинству, а убийцы, преступники, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет, в конце концов, со всем человечеством, когда придет время антихриста. «Не Его хотим, не Христа, а хотим Варавву, преступника. Он больше нам нравится».
А кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что мы должны руководствоваться не тем, что скажут люди а тем, что скажет об этом Господь. И наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который может быть тоже обманут, а что скажет, какой суд о нас изречет Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом; что нравится улице, то легко, само собой получается.
Человек может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению людям. Вообще говоря, мы уже дожили до тех времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Не мог человек трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии —все общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.
Женщина может предпочитать Жизнь наслаждений жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, жизни многоскорбной воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.
Человек может истратить свою жизнь для Того,чтобы приобрести что-то незначительное и потерять значительное. Чем дальше идет жизнь, тем очевиднее становится, что с годами жизнь раскрывает ценность истинных вещей, раскрывает правду всех событий, раскрывает, что значит собой каждый человек. То тайное, которое раскроется до конца на последнем суде, становится явным еще в земной жизни. И с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, И человек все более понимает, что он находится у разбитого корыта, что жизнь его сокрушена. Господь предупреждает нас сегодня словом Своим, что можно за одно мгновение погубить вечность. И можно всю жизнь свою так построить, что она будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на все происходящее глазами Христа. Если не научимся оценивать свою жизнь и свою смерть в свете Креста Христова.
Какую любовь явил Господь на Кресте Своем! Он пришел к нам, совершенный Бог, потому что Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики. Людям трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И когда люди по-прежнему не могли поверить в Его любовь, они захотели испытать ее на деле, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь показывал им В Своей земной жизни. Для этого они возвели Господа на Крест. Весь род человеческий возвел Христа на Крест с тем, чтобы убедиться, что Его любовь — до конца, что она не колеблется и раскрывается в полноте тогда, когда приходят самые предельные испытания.
И эта новая жизнь, которая раскрывается Крестом Христовым, эта слава Воскресения и Креста Христова, которая дается нам в Церкви, должна быть явлена нами в нашей жизни.
Не для того нам Господь ее дает, чтобы мы превозносились перед другими людьми этим особым знанием. Да, христианин — это тот, кто отличается от всех других людей. Святой («агиос») — в переводе на русский язык с греческого значит «отличающийся, отличный от других людей». Но мы ничем от других людей не отличаемся, ничего другого в отличие от них не имеем, кроме этого знания, а потому и другого отношения ко всему, что происходит в жизни, другого отношения ко лжи и ко греху, и к смерти.
И как мы подвергли этому испытанию Самого Господа и до сих продолжаем испытывать Его любовь нашим маловерием и всей нашей греховной жизнью, снова возводя Его на Крест, так Господь, конечно же, имеет право и хочет испытать нашу ответную любовь к Нему. И потому Он ставит нас перед выбором, решающим все.
Дай Господь нам быть христианами — теми, кто поклоняются Кресту Христову, славе Его любви, Его жизни, участвуют в Его позоре, которым хочет окру-жить Его мир здесь, с тем, чтобы и слава Господня принадлежала нам вовеки. Аминь