Проповеди на праздники:


О христианской жизни и воспитании (для городских жителей). Беседа третья.

О Таинстве Крещения. – Состояние человека, обновленного чрез Таинство Крещения. – Как действует благодать Крещения в младенцах и как в крещающихся в зрелом возрасте. – Проявление чудодейственной благодати Божией в крещающихся, по рассказам миссионеров. – Замечательный случай при крещении алтайцев. – Вывод из всего сказанного о Крещении

Премудрость Божия устроила на земле дом спасения (Притч.9:1). Этот дом есть Святая Церковь. Вход в него есть Крещение.

Теперь слово наше о Крещении. Крещение есть Таинство, в котором верующий в Иисуса Христа при троекратном погружении тела в воду с призыванием Отца и Сына и Святого Духа разрешается от всех грехов и силой Духа Святого возрождается в жизнь духовную, святую.

Как Господь в утробе Пресвятой Девы облекся в наше естество, исключая греха, так крещающийся в утробе купели: облекается во Христа, делается причастником Божественного естества (2Пет.1:4): все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27).

При первом рождении своем, от родителей, человек в беззакониях зачинается и во грехах рождается (Пс.50:7). В купели Крещения человек получает от воды и Святого Духа новое рождение, в котором отпущаются ему все грехи: как прародительский, унаследованный от Адама, так и произвольный.

Человек за грех должен был умереть; он и умер сперва духовной смертью, а потом телесной. В Крещении он освобождается от смерти: сперва духовной, потом телесной. Духовная смерть состояла в разлучении духа, или ума, с Богом. В Крещении человек опять приемлет Святого Духа, делается причастником Божеского естества (2Пет.1:4), облекается во Христа (Гал.3:27).

Телесная смерть состояла в разлучении души с телом. В Крещении человек получает семя бессмертия: чрез обновление духа обновляется и тело. Спогребшись Христу крещением в смерть (Рим.6:4), он получает от Него силу бессмертия. Как Христос умер один за всех и воскрес, так и все умершие о Христе оживут с Ним (Рим.6:4 и др.). Смерть телесная для верующего есть уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими.

В Крещении человек освобождается от проклятия как от последствия греха и возвращается ему благословение Божие. Крещеные суть чада Божии, а если же чада, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим.8:17). Крещаемому принадлежит Царствие Божие уже по самому Крещению. До Крещения грех жил в сердце человека; как яд, проникал все его существо. С Крещением яд греха измывается; душа просвещается и освящается. Грех перестает действовать на человека властительски: человек получает силу, при помощи которой он побеждает грех, действующий теперь на него извне, приражениями; крещающийся получает силу стоять за истину и правду до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали на себе святые мученики. В Крещении ветхий, греховный наш человек со Христом распинается и умирает, а восстает новый. Кто во Христе, тот новая тварь (2Кор.5:17). Этот новый человек не связан необходимостью работать греху, но свободно может избрать служение Христу, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6:6). До Крещения сатана чрез грех властвовал над человеком, как над своим рабом. С Крещением человека насилие сатаны прекращается: он может действовать только извне, обманом, обольщением, но никогда – насилием, доколе верующий пользуется дарованными ему средствами для борьбы с духом злобы.

Итак, Крещение есть новое рождение от воды и Духа, облечение во Христа, умирание ветхого человека и восстание нового. Это обновление есть Таинство, недоступное для наблюдения внешними чувствами. Благодатной силы его нельзя видеть глазами, осязать руками, нельзя взвесить или измерить. Тем не менее оно не есть что-либо мыслимое только, без соответствующей действительности. Неуловимая для внешнего наблюдения вначале, таинственная сила Крещения обнаруживается в последствиях. Как в растительных семенах невозможно видеть, осязать или измерять жизненной силы дотоле, пока они остаются только семенами, то есть пока не будут поставлены в благоприятные условия для прозябания, так семя благодати, подаваемое в Таинстве Крещения, бывает тогда заметно до осязаемости, когда оно будет поставлено в благоприятные в своем роде условия для прозябания.

Особенно в наше время, когда Крещение совершается над младенцами, действие благодати Божией в душе последнего почти не может быть наблюдаемо. Но в древние времена, когда Крещение было совершаемо над взрослыми, когда крещаемые приготовляемы были к принятию Таинства иногда продолжительным огласительным учением, молитвой и постом, так что приготовленные таким образом приступали к святому Крещению сознательно, когда и по Крещении они старались возрастить семена благодати, – тогда благодатная сила Крещения проявлялась в видимых последствиях своих, например очевидным изменением всей прежней жизни – дурной языческой на добрую христианскую, восприятием дара ведения языков, пророчества, силы врачевания болезней и т. п.

Примеры этого можно видеть на святом апостоле Павле, тотчас по крещении прозревшем не только духовно, но и телесно (Деян.9:18), на тех трех тысячах, которые крестились в день сошествия Святого Духа (Деян.2:41), и вообще на первых христианах Иерусалимской, Коринфской и других Церквей. Бывшее со святым апостолом Павлом впоследствии повторилось на святом равноапостольном князе Владимире55.

В наше время можно видеть или слышать примеры подобных проявлений благодатной силы святого Крещения при совершении этого Таинства над взрослыми в наших миссиях. Мы сами бывали очевидцами или слышали непосредственно от очевидцев или от самих действовавших лиц о том, как проявлялась иногда чудесно сила Таинства святого Крещения, действуя благотворно не только на дух, но и на тело крестившихся. Нередко мы слышали от самих новокрещеных, что они чувствовали после Крещения особенный мир в душе и в теле легкость, как знамения освобождения от греха. Иногда новокрещеные рассказывали, а соседи их подтверждали истину возвещаемого, что до крещения они подвергались припадкам беснования, выражавшимся в насильственном владении бесов языком их и другими членами тела, чревовещанием, прорицанием и т. п., что демоны осязательно жили и действовали в них, что злые духи сильно противились намерению одержимых ими креститься, – но после крещения они вполне освобождались от действия духов и припадков беснования. И это было столь очевидно, что послужило для многих некрещеных побуждением к принятию святого Крещения.

Следующий рассказ может служить свидетельством того, что до крещения человека сатана и слуги его держат его в рабстве у себя, что до крещения грех живет в сердце человека, властвует над ним, а чрез грех обладает им и сатана, – но после крещения сила греха притупляется, он изгоняется из сердца человека, хотя и не перестает действовать на последнего извне.

К одному миссионеру, когда он с проповедью прибыл в стойбище алтайцев, явился некрещеный туземец с детьми, изъявляя желание принять святое Крещение. В числе детей его был сын, подверженный припадкам беснования. По прибытии миссионера сей последний на малое время пришел в сознание и просил, чтобы его крестили вместе с другими. Когда пред Крещением читаемы были заклинательные молитвы, одержимый беснованием трепетал, как бы боясь чего-то; на вопрошения: «Отрицаешься ли сатаны?» – обычные троекратные отречения он произносил каким-то диким голосом. Когда ему велено было дунуть и плюнуть на сатану, не мог этого сделать, дрожал и скрежетал зубами; повеление плюнуть, в знак отречения от диавола, повторено было ему несколько раз, но он все-таки не мог исполнить сего. Тогда, с призыванием имени Божия, возложен был на голову оглашаемого крест, и он получил свободу исполнить требуемое: плюнул, но только однажды, потом лишился чувств и стал падать на землю. Присутствовавшие поддерживали его. С оглашаемым начались судорожные корчи рук и ног, он стонал, кричал и просил дать ему воды для утоления внутреннего огня, от которого как бы горело его сердце. После этого он был крещен; пришел в полное сознание, стал на ноги и почувствовал себя здоровым. Тогда же он был приобщен Святых Таин. Наутро, явившись к миссионеру, на вопрос последнего о состоянии здоровья он ответил: «Силою Бога моего Иисуса Христа, я спал спокойно». Чрез два месяца он опять заявлял миссионеру, благоговейно осеняя себя крестным знамением: «Благодарение Богу моему Иисусу Христу! Хотя и чувствую некоторое приражение диавольское к моему телу, но отражаю сие молитвой, ибо, когда молюсь с земными поклонами жар тела проходит». После этого Давид не раз приезжал из своего стойбища в церковь, говел и приобщался Святых Таин, говоря: «Мне нужно чаще это делать, ибо чувствую в этом для себя великую пользу». Этим он совершенно освободился от всякого прилога диавольского и теперь вполне здравствует и благодарит Бога.

Мы изобразили три состояния человека. Первое: при создании из рук Творца он вышел облеченным славой и честью. В богоподобном уме его сиял образ Божий. Чрез него он, находясь в постоянном общении с Богом, обретал в себе мир, радость и блаженство и господствовал над всей тварью.

Второе: грех лишил человека царственного венца его, омрачил в нем образ Божий, разлучил его с Богом. Человек приложился скотом несмысленным и уподобился им (Пс.48:13). Он стал рабом греха и страстей и чрез это – рабом сатаны. Грех разлучил человека с Богом, причинил ему смерть сперва духовную, потом телесную. По смерти, отчужденный от славы и лицезрения Божия, он унаследовал тьму, томление и страдания, уготованные падшим духам злобы.

Третье: в Крещении человек получает новое рождение от воды и Духа. Совлекаясь ветхого человека, он облекается во Христа, становится причастником Божественного естества. Из чада гнева и проклятия становится чадом Божиим, наследником Божиим, сонаследником Иисусу Христу (Рим.8:16–17). Чрез Крещение он получает силы для противоборства греху и для жизни новой, богоугодной.

Но от человека требуется при этом, чтобы он свободно воспользовался приобретенным для него спасением и дарованными ему благодатными силами. Он должен нудить себя на дело благое, ибо только нуждницы, то есть употребляющие усилие, получают Царствие Божие (Мф.11:12).

Младенцы при Крещении получают все то, что даруется крещаемым в зрелом возрасте. В детях благодать действует самостоятельно, по вере родителей и восприемников их. Она в них остается как бы семенем, которое и родители, и воспитатели должны возрастить, чтобы дети по достижении возраста самосознания нашли себя уже приготовленными к тому, чтобы свободно и сознательно подчиниться действию благодати и исполнять те обеты, какие даны за них восприемниками. Таким образом, на родителях лежит нравственный долг дать детям христианское воспитание. Воспитание детей в духе веры и благочестия и будет предметом следующей нашей беседы. 

***

55 Будущий апостол Павел, а в то время гонитель христиан Савл ослеп при явлении ему Господа в виде света; когда же христианин Анания, по воле Божией, возложил на него руки, он прозрел, и после этого принял крещение (Деян.9:3–18). Подобно ему, князь Владимир, еще будучи язычником, заболел глазами и ослеп; во время же совершения над ним Крещения он прозрел.

Проповеди на праздники:

Наверх