О христианских и нехристианских чувствах
Продолжая печалиться о своих заблудших сродниках по плоти, Апостол пишет: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствуют им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». А ведь ревность без рассуждения – это как, если прекрасный, снаряженный корабль плывет хотя и быстро, но без опытного кормчего, а значит, чем быстрее, тем на более верную погибель. Ревность иудеев не по разуму заключалась в том, что они, по словам Апостола, «усиливаясь поставить собственную праведность… не покорились праведности Божией». «Собственная праведность» могла быть достигнута через выполнение заповедей Моисеева закона.
А о «Божьей праведности», то есть о праведности, которая даром дается от Бога, Апостол говорит, что «конец закона Христос, к праведности всякого верующего». Но при всем этом Христос по своему Божеству – не только «конец закона», но и начало его. Было время, когда Бог дал через Моисея закон; настало время, и Он пришел Сам. Давая закон, Он говорил: Соблюдайте постановления Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев. 18:5). А теперь пришел и сказал: не надо вашей праведности, не надо ваших усилий: вот Я все Сам сделал за каждого из вас. Поймите это и примите … Раньше было (а в других религиях и есть): трудитесь, и получишь; плати своей праведностью и дастся тебе благо от Бога. А Господь Иисус Христос Своим делом, Своей жизнью, Своим учением говорит: вот тебе все, вот тебе Моя праведность, и в ней – прощение, в ней – тебе оправдание от всех твоих грехов. Бери все даром, Я приношу всего Себя за тебя и умоляю тебя об одном: прими эту жертву.
Апостол Павел показывает, как у Господа все и было, и есть просто; какими удобными делает Он для нас пути спасения! Как тогда, когда Господь через Моисея давал заповеди, которые «исполняя, человек будет жив», – Он давал их не мечтательно, не гадательно, но со всей простотой и определенностью. Давал их так, чтобы не было никаких вопросов, никаких претензий, никаких отговорок. «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не доступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? – и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». Но весьма близко слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11–14). И Апостол Павел перефразирует эти слова применительно к Новому Завету: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?», то есть Христа свести; «или кто сойдет в бездну?», то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем». Христос здесь, рядом, и настолько правильно мы это понимаем и чувствуем, настолько мы и христиане.
И, во-первых, у христианина должно быть не чувство добросовестного труженика, честно зарабатывающего свой хлеб, но чувство неоплатного должника.
Во-вторых, христиане «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению», потому что человек состоит из души и тела. И не только нужно веровать сердцем, но и исповедовать устами, и самой жизнью, не боясь и не стыдясь.
И, в-третьих, Апостол пишет: «…если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Христа Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». То есть недостаточно знать об Иисусе Христе даже то, что Он воскрес из мертвых, даже то, что Он Бог; надо еще и исповедовать Его именно своим Господом. Как и перед таинством Крещения на вопрос священника: «Веруеши ли Ему?» – мы отвечали: «Верую Ему яко Царю и Богу». То есть, не просто, как Богу, но – как своему Царю, Которому обязан всем, от Которого всецело зависишь и Которому дашь ответ за всю жизнь.
А иначе – будешь упорным, гордым делателем, который «и сам все может», и которому по существу не нужен Христос – Спаситель. Или – будешь лицемером, у которого в сердце одно, а на устах – другое. Или – еще хуже: будешь все знать о Христе, но без всякой пользы для себя, как те бесы, о которых сегодня говорило Евангелие: они исповедали Иисуса Сыном Божиим; они знали, что Он их Победитель; они знали, что без Его воли не смогут войти даже в свиней; и все же не назвали Его своим Господом в своей бесовской гордости, в своем бесовском упрямстве.