О истинном обрезании. В четверг 20-й недели по Пятидесятнице

О истинном обрезании. В четверг 20-й недели по Пятидесятнице

Рассказав Филиппийцам о своих узах, Апостол Павел как всегда прибавляет: «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно». Но и снова как всегда напоминает, что любая нынешняя радость, даже радость о Господе, не есть еще окончательная радость вхождения в Небесное Царство. Пока мы здесь, забываться нельзя, и Апостол пишет: «берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания». «Псов», то есть нападающих на Церковь извне; «злых делателей», то есть не по истине строящих церковную жизнь. И особенно он останавливается на угрозе «обрезания».

Обрезание для него – символ ложной надежды на какие-либо дела, – дела ли это ветхого закона, или даже дела личной праведности. Апостол противопоставляет такому, ложному и плотскому, – истинное, духовное обрезание. Он пишет: «берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся». Не что-то отсекаем от себя, и не какими-то делами откупаемся, но самих себя отсекаем от всего, и посвящаем Богу.

Апостол вспоминает, что когда это с ним произошло, – все остальное сразу потеряло цену, хотя ему и было, на что надеяться. «Если кто другой думает надеяться на плоть, – пишет Апостол, – то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».

«Все почитаю тщетою», – говорит Апостол. «Все» значит не только то, что чуждо Господу, но и то, что сделано ради Него. Ведь даже в отношении Иоанна Крестителя сказано, что хотя «из рожденных женами нет ни одного пророка больше» его, но если Сам Господь, единственно по Своей милости, не введет в Царство Небесное, то «меньший» там будет «больше его», великого Пророка, Предтечи и Крестителя.

Поистине приходящий к Богу во Христе говорит: я пришел и прошу принять меня не потому, что я сделал что-то доброе и достойное; дерзаю приходить только потому, что Господь мой Иисус Христос все сделал за меня. Он Своею жизнью и смертью заслужил мне вход в Царство Небесное. Не на себя надеюсь, не собой хвалюсь, но – Им. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30).

Сыны века скажут: ну хорошо, Он сделал, а ты-то причем? Да, это удивительно, и необъяснимо, и… несправедливо. И отвечают на этот вопрос только те преподобные и мученики, которые, узнав о Христе, сочли, подобно Павлу, тщетой свое знатное происхождение и богатство. А когда им еще и посылались страдания, они не восклицали: «за что?! разве мало я сделал?», – но и это считали лишь каплей в безнадежно пустую чашу благодарности своему Спасителю.


Наверх