О искушениях
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться»… Чему же он предлагает радоваться? – Все наши попытки угадать будут напрасны.
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения»! А христианин, как раз, едва случится что-нибудь неприятное и нежелательное, в сердцах восклицает: «искушение»!
Но ведь искушение, это значит – испытание. Без испытания не узнаешь, верующий ты или неверующий. И, вдобавок, «испытание вашей веры производит терпение». А терпение, оказывается, – самое главное! Терпение «должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Мы думали, тот достоин уважения, кто активно действует и добивается цели. А тут – прославляется обычное терпение, и не только прославляется, но и приравнивается к мудрости. Говорится: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога».
Терпение, это твердое стояние в потоке времени, какие бы камни этот поток ни приносил. И, чтобы устоять, «брат униженный», захлестнутый обстоятельствами, всегда должен помнить о «высоте своей», о своем Божественном избранничестве. А «богатый» должен помнить, что все его богатство в один миг может быть сбито неожиданно налетевшей волной. И он должен всегда быть готов терпеливо принять увядание «в путях своих».
И эту мудрость надо просить у Бога. Но просить – как просит дитя у любящего отца: «с верою, ни мало не сомневаясь». А иначе, – «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»!
И снова повторяет Апостол, что «блажен человек, который переносит искушения» с честью, «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».
Так. Но если искушение – благо, значит, источник его – Бог? Апостол предостерегает от такого вывода. «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого». От Бога исходит лишь «доброе», и не двусмысленное; лишь «дар совершенный». Потому что у Него, «Отца светов», «нет изменения, и ни тени перемены».
А искушается человек, «увлекаясь и обольщаясь собственной похотью». Причина искушений – в нас самих. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Очередная наша злая похоть возвращается к нам в виде очередного искушения.
И что же делать? – А просто-напросто принять «с великой радостью». Не похоть, конечно, а уже искушение. Принять как от Бога. И терпеливо понести. Просто пожать то, что сам посеял, – без ропота, без раздражения, без упреков. В этом – сугубая мудрость, которой надо просить и просить «у Бога, дающего всем просто и без упреков».