О грехопадении праотцев Адама и Евы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Преподобный Андрей Критский начинает Великий пост словами Покаянного канона: «Откуду начну оплакивать деяния моего греховного жития?». Он хочет найти тот первый грех в жизни каждого человека, который повлёк и все последующие грехи. И вот, в каноне преподобного Андрея, который мы слышим ныне на повечериях, перечисляется множество примеров из истории рода человеческого, которые раскрывают нам глубину грехопадения человека, глубину его покаяния, а также и бесчувствие грешника, который не обращается к Богу. Первый грех в истории рода человеческого, откуда и пошёл грех каждого человека, – это грех наших праотцев Адама и Евы. Об этом и будет наша беседа: о том, как согрешили наши праотцы. И когда мы увидим, как они согрешили, мы сравним себя с ними и сможем оценить свою совесть, свою жизнь, и сможем сказать, каковы же мы в сравнении с праотцами.
Итак, Бог сотворил человека – Адама и Еву, наделил их дыханием Духа Святого, то есть даровал им ту благодать, которая давала возможность человеку общаться с Богом, созерцать Его, наслаждаться с Ним тем первозданным единством, которое было впоследствии утеряно. Для того, чтобы человек возрастал от меры в меру, чтобы это единение с Богом не остановилось на некоей ступени, но восходило всё к высшему и высшему, Бог насадил рай на востоке, говорится в Священном Писании, и там поместил первых людей. В этом раю было древо жизни и древо познания добра и зла, так же было и много других деревьев, которые приносили плоды. И вот, Бог великодушно даёт заповедь Адаму для его совершенствования. Он говорит ему: «От всякого плода, который произрастает на этих деревьях, вы можете питаться, только не прикасайтесь к древу познания добра и зла». Итак, Адам мог питаться от всякого древа, включая и древо жизни. И если бы Адам исполнил эту малую заповедь – заповедь, которая заключалась прежде всего в условии послушания и подчинения Богу, а это необходимо было для того, чтобы человек всегда помнил, что он тварь, а Бог Всемогущий его Творец и Отец, – то он бы жил вечно в раю и в общении с Богом. Человек восходил бы от ступени к ступени и стал бы выше, чем он даже был сотворён. Благодаря Духу Святому Адам был как бы неким пророком. Всё, что было сотворено, всё повиновалось ему, он был царём всей Вселенной. Ничто живое, ничто мёртвое не было выше Адама, вся земля, все животные, все птицы – всё повиновалось ему. Адам же должен был повиноваться Тому, Кто ему даровал эти необычайные блага. Он должен был оказать повиновение Богу. Однако Адам, имея такие блага, имел также такое величайшее благо, как свободу произволения. Он мог направить свой выбор в сторону добра, в сторону Бога. Но Бог для того, чтобы его не сравнять с животными, оставил ему такую возможность, что Адам мог бы выбрать не Бога. Однако это отпадение Бог всячески оградил, обезопасил, предупредив его: не ешь от древа познания добра и зла, чтобы тебе не умереть смертью, чтобы ты не лишился всего того, что в тебя вложено при создании. Поскольку дьявол, ниспавший с неба из ангельского чина, завидовал человеку, который как бы должен был занять его место, то дьявол решил искусить Адама, решил всадить в него мысль о его равенстве с Богом. Для этого дьявол входит в змея и через змея обращается к Еве. Он обращается к ней со словами, которые искажают смысл заповеди, данной Богом. «Подлинно ли сказал вам Бог, чтобы вы не ели ни от какого плода в этом саду райском?» – сказал дьявол через змея. Услышав эти слова, Ева должна была бы не вступать в беседу со змеем. Ева была создана как особая помощница для Адама, она должна была общаться прежде всего с Адамом, тем более услышав, что змей говорит ей хульные слова, ибо клевета и ложь на Бога – это страшная хула. Она должна была бы отойти от него, призвать Адама, если она сомневалась в том, что ей надлежит делать. Однако она беспечно продолжает беседу и как бы поправляет змея, поправляет дьявола, говоря: «Нет, ты не так сказал, Бог нам разрешил вкушать от всякого плода, только запретил вкушать плоды от древа познания добра и зла». И тогда дьявол внушает ей следующую лесть, следующую хулу. Он клевещет на Бога и говорит: «Бог испугался, что если вы вкусите от древа познания добра и зла, то вы станете такими же всемогущими, такими же всеведающими как Бог, и потому Он вам это запретил». Вот здесь мы видим, что дьявол старается низвести понятие о Боге. Наши мысли о Боге, наши чувства о Боге наше созерцание Бога старается низвести до чувственного образа человека – и не простого человека, но человека падшего, человека завистливого, человека, который боится дать благо другим. Как дьявол представляет себе Бога завистливым и гневным, таким он стал внушать мысль о Боге и Еве. И она, к сожалению, приняла эту мысль. Она согласилась с дьяволом, не отвергла, не убежала от этих слов, от страшных слов, которые и до сих пор принимает мир, когда он отвергает Бога. И вот когда она приняла эти слова, когда она Бога низвела до образа греха, до образа греховного человека, она лишилась блаженного созерцания Бога, она лишилась разума. И она увидела, что древо, о котором Бог заповедал не вкушать его плодов, имеет плоды прекрасные на вид, которые хотелось бы вкусить, в ней проснулись чувства – чувства не духовные, а чувства чувственные, телесные, она взяла этот плод и вкусила, и он ей понравился.
Так начинается, братья и сестры, грех человеческий. Вкусив же плод, она позвала Адама и говорит: «Возьми и ты вкуси». Вкусил и Адам. Однако вместо того удовольствия, которое они ожидали ощутить, вместо радости о том, что они смогут стать равными Богу, они внезапно ощутили своё полное ничтожество, своё оскудение. Они вдруг обнаружили, что они наги, обнажены, и стали стыдиться друг друга. Они опоясались смоковными листьями для того, чтобы избежать соблазнительного вида.
Вот такова первая часть повествования Священного Писания о грехопадении Адама и Евы. Когда мы говорим о том, что Адам и Ева были помещены в раю, то под раем имеется в виду не только какое-либо особое место, но то особое состояние души, та первозданная чистота, в которой жили первые люди. Они не стыдились друг друга, будучи обнажёнными, потому что слава Божия окружала их тела. От них самих, как от посредствующего источника как бы исходило это сияние, данное им Богом, и потому им нечего было стыдиться. Хотя мы и говорим, что они были обнажены, но это была та нагота, которая несравнима с нашей нынешней телесной наготой. Всё их состояние было совершенно другое, чем после грехопадения. А вот когда они согрешили, когда они пали, то, увы, они сделались такими же, как и мы. И всё, что далее случается с ними, нам понятно.
Мы не знаем, каков был первозданный Адам, не знаем его чувств и мыслей, мы только можем об этом догадываться. А вот каков Адам падший, мы знаем не только из Священного Писания, потому что он во всём сродни нам. Наступил полдень, как говорит Писание, и вот Бог обращается к Адаму. Бог как обыкновенно беседовал с ним, так и ныне хочет беседовать со Своим творением как равный. Однако Адам скрылся среди деревьев. Посмотрите, что сделалось с Адамом: если ранее он повелевал зверями, то ныне он совершенно потерял рассудок. Как может скрыться человек от Бога Всеведущего? Где мы можем найти такое место, где мы можем найти такое состояние, которое было бы неведомо Богу? Однако Адам думает, что он скроется от Бога, ему уже становится стыдно не только за свою наготу пред Евой, но стыдно пред Богом, чью заповедь он нарушил.
Но Бог милостиво, человеколюбиво обращается к Адаму: «Адам, где ты?». Бог Всеведущий, Бог Всемогущий спрашивает, где Адам. Что за смысл в этом вопросе? Бог говорит Адаму: где твоя совесть, почему ты прячешься от Меня, выйди ко Мне и откройся. И вот, когда Адам услышал слова Бога, то он говорит: «Я услышал Твой голос, ходящего в раю – то есть открывающегося человеку, – и спрятался, потому что я наг и мне стыдно». «Кто же сказал тебе, что ты наг, – говорит Бог, – почему ты стал нагим?» «Я съел тот плод, который Ты запретил мне вкушать, и вот увидел, обнаружил, почувствовал свою наготу, почувствовал свой стыд. Жена дала мне этот плод». Если Бог Всеведущий говорит с Адамом так, как бы Он не знал о его грехе, то говорит для того, чтобы Адам покаялся в этом грехе, чтобы первое движение сердца его помимо стыда, было движение покаянного чувства. Но Адам вместо покаяния приносит Богу оправдание. Приносит Богу, можно сказать, даже обвинение: «Не я виноват, что съел этот плод, а жена виновата, а жену Ты мне даровал. Значит, не я виноват, а Ты, Бог, Творец мой – Ты и виновен в том, что я пал». Бог обращается к жене, надеясь хотя бы от неё услышать покаянные слова, и говорит: «Зачем же ты съела этот плод, разве Я не предупреждал тебя, что ты умрёшь смертью, разве Я не даровал тебе изобильно других плодов, даже древо жизни, что побудило тебя вкусить этот плод, может быть, ты покаешься ныне, может быть, ты заплачешь, попросишь прощения?» Но увы, и Ева молчит, а только выступает опять обвинителем Богу. Она говорит: «Змей – тот змей, которого Ты сотворил, которого Ты допустил до меня, которого Ты допустил в рай, этот змей соблазнил меня. Если бы не змей, то я бы не согрешила, Ты, Бог, виноват». Опять мы слышим слова обвинения Бога. Мы не слышим покаяния, мы не видим слез ни Адама, ни Евы. И вот Бог, видя тогда нераскаянность, ожесточение, жестокосердие наших праотцев, тогда Он изрекает проклятие на дьявола и на змия, через которого был искушён человек, и говорит: «Проклят ты будешь, змей и дьявол за то, что соблазнил человека». Однако он говорит и Еве: «Ты будешь страдать отныне, рождая детей, муж будет господствовать над тобою». И Адаму говорит: «Ты будешь в поте лица есть свой хлеб. Не так, как должен был бы ты в раю вкушать плоды древа жизни, а ты будешь вкушать плоды, и они будут тебя вести к смерти, ибо смертные плоды ты вкусишь от земли, ты создан из праха и в этот прах возвратишься». И Бог вместо листьев смоковничных, как описывает это Библия, дарует Адаму и Еве кожаные одежды, то есть Он облекает их в ту грубую чувственность, к которой все мы причастны, облекает для того, чтобы смирить человека, чтобы человек хотя бы ныне падший, не восставал на Бога и всегда видел своё приниженное скотоподобное положение. Бог говорит: «Теперь Адам и Ева стали смертны, теперь они греховны. Если они прикоснутся к древу жизни, то этот грех навеки будет утверждён в них, да не будет этого, надо спасти человека».
И для того, чтобы его спасти, Бог изгоняет Адама и Еву из рая, чтобы долгим путём покаяния, путём труда и испытаний, путём очищения рода человеческого через много и много поколений, человек снова когда-нибудь смог вернуться в рай. И он даёт обетование жене Еве, которая ныне в этих словах Бога прообразует для нас Пресвятую Богородицу: «Семя твоё, – то есть тот Спаситель Христос Бог наш, Который некогда произойдёт от плоти человеческой, – Бог, когда придёт на землю, сокрушит дьявола, который вас ныне искусил. Но долго ещё дьявол будет вас искушать, и долго будет подвергать вас различным испытаниям». Так Адам и Ева были изгнаны из рая. Изгнаны для того, чтобы когда-либо вернуться туда после многих и многих тысячелетий. И Священное Предание говорит, что сделал Адам после изгнания. Он сидел, как говорится, прямо рая – то есть так, чтобы рай был ему виден. И он вспоминал о райском блаженстве, плакал и говорил: «Раю мой, раю, сладкий мой раю! Увы мне окаянному, что я был изгнан из тебя за своё непослушание». Тогда-то Адам и пришёл к тому покаянному чувству, которое просил у него Бог, хотя и после согрешения, но когда ещё Адам не был изгнан из рая. Тогда и Ева сокрушалась о том, что она не послушала заповеди Бога, ограждающей их бессмертие.
Таково, дорогие братья и сестры, согрешение наших праотцев. И когда говорит преподобный Андрей Критский: «Откуда начну оплакивать деяния моего жития», – то мы должны сказать: «от Адама и Евы» и будем плакать, от этого первого грехопадения, которое вошло в каждого человека. Если бы мы были на месте Адама и Евы, поступили ли бы мы по-другому, скажем так, если бы возможно было рассуждать о прошедших временах и о том, что случилось? Мы поступили бы хуже, мы поступили бы гаже, более мерзко, это мы видим из нашей собственной жизни. Ведь Адам имел только одну заповедь, а мы имеем множество заповедей Бога. Мы уже знаем о том, как он согрешил, мы знаем о том, как Бог благодетельствует нам, мы знаем, как Бог нас ограждает, но мы грешим более тяжко, более горько в нашей жизни, чем Адам. Нам Бог даровал благодать Святого Духа в крещении, подобно тому, как даровал Адаму дыхание жизни. Но мы грешим и оскверняем этот дар крещения, мы нарушаем обеты, которые дали в крещении. Мы отрицались сатаны и всех злых его дел, когда облекались во Христа. А живём мы так, как будто мы отрекаемся от Христа и соединяемся с сатаной. Вот поэтому нам и надлежит приходить на исповедь, чтобы обновить в себе этот незабвенный Божий дар – дар Святого Духа. Адам жил в раю, а мы, дорогие братья и сестры, живем в новом раю, пришёл уже Спаситель на землю, некогда обетованную Адаму и Еве. Пришёл Спаситель и устроил новый рай на земле – это Церковь. И здесь нам дарованы плоды жизни – это Святые Тайны, пречистые Тайны Тела и Крови Христовых. И здесь перед нами есть древо познания добра и зла – это заповеди Бога, которыми Он ограждает нас от ниспадения. Это древо так названо было не потому, что оно открыло Адаму некое всеведение, но потому что у этого древа было испытание между добром и злом. И Бог нам дарует заповеди для того, чтобы и мы испытали себя, пошли по пути добра, к Богу. И несмотря на всё это, мы ежедневно, ежечасно, отпадаем от Бога – и делами, и мыслями, и чувствами, и всем своим существом. Вот поэтому, когда наступит Святая Пасха, то Церковь в конце поста, изобразив как бы всю историю рода человеческого, выносит пред нами икону Воскресения Христова, на которой изображён наш Спаситель Господь Иисус Христос сошедший во ад и выводящий оттуда праведников. Мы видим, что на этой иконе ближе всех ко Христу первые праведники Адам и Ева. Их Он первых выводит из ада, из тени смертной. Выводит не потому, что они были первыми созданы, но потому что они первыми принесли то глубокое сердечное покаяние, которое и делает человека из грешного праведным.
Вот возьмём для себя, дорогие братья и сестры, этот назидательный урок: плач Адама по изгнании его из рая, и будем помнить милость Бога. Несмотря на то, что мы живём в раю, в Церкви, Бог нас терпит в Церкви, не изгоняет, как Адама, тотчас же из рая, преподаёт нам по-прежнему плоды жизни, ожидая от нас только одного подвига Адама: его покаянных слёз, которые он проливал, помня о райском блаженстве, тех слёз, которые он хранил всю свою жизнь. Омоем слезами покаяния, слезами праотцев наши собственные грехи, чтобы, когда наступит Святая Пасха, Бог нас извёл из жизни греховной к жизни праведной и к жизни вечной. Аминь.