О горизонтали и вертикали. В четверг 7-й недели по Пятидесятнице

О горизонтали и вертикали. В четверг 7-й недели по Пятидесятнице

Апостол советует новообращённым: «В каком звании кто призван, братия, в каждый и оставайся пред Богом». Человек привык передвигаться по поверхности; он склонен искать причины своих бед или в неудачной женитьбе, или в том, что у него нет жены, или в плохой профессии, или в своём социальном положении… Но вот он услышал призывающий глас Божий. Что предпринять первым делом?.. – И чтобы первый же шаг не стал ложным, Апостол и советует прежде всего оставаться на своём месте. Например, «соединён ли ты с женой? Не ищи развода. Остался без жены? Не ищи жены». Не ищи другого состояния, а ищи, как угодить Богу, если ты один; или как в Боге построить отношения с женой, если она у тебя есть.
Но не всякий может вдруг начать двигаться только по духовной вертикали. Не всякий вдруг способен постигнуть: как это – заботиться «о Господнем, как угодить Богу»? И не всякий создан для семейной жизни. Насилие над человеком даже в деле спасения не проходит. Останови птицу в воздухе, так она не подниматься от этого начнёт, а падать. И Апостол не заграждает пути по прямой, он сразу оговаривается: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и, если девица выйдет замуж, не согрешит». Допускается и развод, но, конечно, только ради безбрачия (1Кор. 7:11). Мы помним, что и в Ветхом Завете Бог не отвергал Своих людей, когда что-то было для них непосильно. Например, в одно время Бог Сам посылал им вождей, называемых «судьями». А «они захотели постоянного царя, как у всех народов». И тогда Бог через пророка Самуила, хотя и открыл, какие «скорби по плоти» понесут они от этого, но всё же сделал по их желанию. Потому что, в конце концов, и с царём, и без царя, и в браке, и вне брака можно остаться с Богом и спастись; потому что и для царя, и для народа, и для мужа, и для жены всё – только «в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор. 7:19).
В наши дни особенно силён дух времени; нас, как пыль, носит туда и сюда, не давая остановиться и одуматься. «Ещё ли не понимаете, что всё входящее в уста. Проходит в чрево и извергается вон?» – говорит Господь. А мы действительно не понимаем и всё ищем, всё приобретаем, всё устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы всё гонимся за ним, как за призраком; «время уже коротко», – а мы и душою, и телом всё ещё там. Где «слепой ведёт слепого» … И вот Апостол даёт нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живёте, делаете, что делаете, но с одним небольшим условием: «имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся…» Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе её, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обременённым. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщаешься» (Еккл. 6:7). Приобрёл ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовёт тебя Господь и ничего не сможешь взять с собой.
Даже если просто держишь в уме Апостольские слова, ты уже получаешь пользу: уже всякий твой шаг по земле обрёл в твоей душе как бы противовес и через это хотя бы отчасти перестал быть совершенно односторонним. Уже от этих противоположностей в твоей душе образовалась как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» (1Кор. 7:22), через это, чтобы каждый твёрдо встал на обе ноги перед нашим Господом посреди потока мирской жизни.

Наверх