О евангельском богаче
(Лк. 12:19-21)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные братия и сестры, мы слышали во святом Евангелии очень поучительное чтение, которое относится к нам, а именно: об одном безумном богаче, который занимался земледелием и предвидел, что у него будет большой урожай. Он задумал сломать свои старые житницы, которые не могли вместить в себя такого большого урожая, и построить новые. Все это он обдумал и высказал вслух:
- И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись.
Но в ответ на это высказывание он услышал голос:
- Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Этот богач назван безумным потому, что он думал богатеть только для себя, для своего тела, жить в свое удовольствие.
Он забыл поделиться своим вещественным богатством, которое получил от Бога, с ближними своими.
По толкованию святых Отцов Церкви, кроме вещественного богатства, Бог дает богатство духовное: здоровье, способности, знания - всем этим богатством нужно делиться с ближними. Если у тебя хорошее здоровье, то поделись им с немощными, с больным братом, послужи ему; если у тебя хорошие способности, то поделись ими с малоспособными; если у тебя есть знания, то поделись с простецами, которые в силу каких-нибудь причин не могли приобрести и развить в себе знания и т. д. Если же христианин так не делает, то, значит, он эгоист, самолюбивый человек, живет только для себя, не для Бога живет. Это нечестивый и неблагородный человек; избави нас, Боже, от этого!
Ведь мы не бессловесные твари, но разумные существа и должны бы поступать разумно, но бывает так, что разумные существа теряют разум и становятся безумными: они не только не делают добра ближним своим, но становятся им даже в тягость. Например, пьяница, развратник, - вот они в тягость обществу, и общество старается изолировать их от своей среды, как вредных членов. Даже люди доброй воли, не христиане, гнушаются такими нечестивыми, неблагородными людьми, нарушителями общественного порядка.
Но люди, которые живут для ближних своих, - это благочестивые, благородные люди. Про таких говорят: вот какой симпатичный человек! И люди доброй воли отличают и уважают таких.
«Гневаясь, не согрешайте», - сказано в Священном Писании. Это значит, что иногда нужно проявлять гнев для того, чтобы прекратить зло, то есть надо строго увещевать, обличать, искоренять недостатки своих ближних. Мы, священники, со всею строгостью обличаем и наставляем на добро людей во время исповеди, невзирая на то, обидятся или не обидятся на нас, потому что духовный отец дается не для дружбы, а для спасения.
Есть такой рассказ. Было два приятеля. Один благородный, благочестивый, симпатичный человек, а другой был слабой воли и имел злые наклонности. Благочестивый приятель не хотел обидеть своего немощного товарища и ничего не говорил ему в обличение. Он решил:
- Не буду я ему ничего говорить, потому что он обидится, лучше буду тайно молиться за него.
Стал он молиться и молился продолжительное время. Однажды он видит видение. Светлый юноша - Ангел кладет в чашу злые навыки его приятеля: зависть, осуждение, леность и другие. Положил и с этой чашей проходит мимо него; он же отворачивает свое лицо от чаши, потому что чувствует смрад, зловоние. Ангел тогда сказал ему:
- Вот ты отворачиваешься от чаши, от этого зловония, но почему ты молчишь, не говоришь своему приятелю, чтобы вразумить его, исправить его?
После этого видения он пошел к своему приятелю, рассказал ему обо всем, и стал его уговаривать бороться со злом и развивать в себе все хорошее, то есть не осуждать, не завидовать, не быть праздным и прочее. Тот умилился после этого и стал исправлять свое сердце.
Свой эгоизм и свое самолюбие мы можем приметить на таких простых примерах.
Вот мы идем в магазин или на базар и хотим купить продукты или фрукты. При этом стараемся выбрать самые хорошие для себя, а которые похуже оставляем для других.
Или стоит очередь, а мы напролом стараемся идти вперед и получить без очереди, опять делаем как лучше для себя, не считаясь с другими; пусть стоят, лишь бы мы получили себе что нужно. Это очень нехорошо! Так делать нельзя, если же кто будет продолжать так делать, то его эгоизм будет расти еще больше; в таких случаях совесть теряется, и человек становится бессовестным, способным на всякие плохие дела.
Те, которые проводят время в пьянстве, разгуле, разврате или воровстве и других пороках, видят кошмарные сны или бывают в белой горячке; но ночь проходит, наступает день, и они говорят: «Как хорошо, что настал день и я избавился от этого кошмара». Но ведь это бывает только до смерти, а вдруг... в этом кошмаре застанет смерть и не будет уже дня, но будет беспрерывная ночь, тьма? Избави нас, Боже, от этого!
Еще в Евангелии есть притча о десяти девах. Из них было пять мудрых дев, то есть благочестивых, добродетельных, и пять неразумных, то есть нерадивых, ленивых. Те и другие хотели получить Царство Небесное, но первых Господь принял в Чертог, а вторым сказал: Не вем вас.
Как бы Господь не сказал и нам так на Страшном Суде Своем, не отвергнул бы нас от лица своего. Избави нас, Боже, от этого!
Некоторые, может быть, спросят у меня: «Как мне быть, если я замечаю в себе много зла, много эгоизма и хотел бы делать добро, но все делаю зло?»
Об этом я уже раньше говорил и вычитывал вам десять ежедневных правил, как нужно поступать, чтобы не быть врагом никому, не быть самолюбивым, эгоистом.
Я снова повторяю вам эти ежедневные правила:
1. Быть до самой безделицы во всем справедливым и беспристрастным.
2. Никогда, даже шутя, никого не обманывать.
3. Быть бескорыстным до самой мелочной безделицы.
4. Искать случая, где только можно быть кому-нибудь полезным.
5. Во всех неприятностях судить строже всех самого себя и быть снисходительным к другим.
6. Никогда и ни над кем не шутить и не насмехаться.
7. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.
8. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и как можно избегать споров.
9. Стараться, сколько возможно, менее быть праздным.
10. Не огорчаться, а ежели будешь чувствовать, что гнев овладел тобою, что тяжело преодолеть себя, то тотчас же замолчать и, если можно, уйти. Аминь.