О единстве Церкви
Сегодня мы читали, как Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Обратим внимание, как это происходило. Ученики обратились к Нему, прося обычного, человеческого: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». В ответ Господь обратился к ученикам со странным предложением: «Вы дайте им есть». То есть сказал заведомо неисполнимое. Очевидно, желая сделать их учениками того, что задумал сделать, Он предварительно хотел приготовить их. Но если в человеческих предприятиях приготовиться, значит оценить свои способности и возможности, то здесь Господь хотел услышать от них как раз исповедание полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадёжное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. и велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу». Вот так, Апостолы послушно принесли Господу всё, что у них было, смиренно предстали пред Ним, приняли из Его рук то, что Он освятил Своей молитвой и благословением, и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».
Здесь мы видим прообраз Евхаристии, заповеданного нам Господом Таинства Его Пречистых Тела и Крови. Ведь желая насытиться Небесным Хлебом, и мы тоже приносим к Жертвеннику то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Мы молимся о всех людях, через Святое Крещение пришедших вместе с нами ко Господу Иисусу Христу. Мы молитвенно воспоминаем Его могущество, Его любовь, Его обетования и на основании этого просим, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Своё Пречистое Тело и вино в Свою Пресвятую Кровь. И через тех же предстоятелей Церкви народу возвращается не количественно умноженный, а качественно пресуществлённый Хлеб, чтобы люди приняли его во оставление грехов и в жизнь вечную.
Так и любое наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. В данном случае, конечно, нельзя себе и представить, чтобы Апостолы могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но на людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобало. Для нас же спустя две тысячи лет эта опасность несравненно больше, и не только для мирян; но уже и предстоятели могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров; нард же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря и говорить: «Кто подобен зверю сему?» (Откр. 13:4). И пусть эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который некогда придёт для последнего обольщения мира, – но ведь и Апостол Иоанн ещё две тысячи лет назад писал применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин. 2:18). Ведь антихрист – это не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: тот, кто хочет поставить себя вместо Христа. Потому-то с такой тревогой и пишет Апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполосов»; «Я Кифин»; «а я Христов». Эти споры для Апостола – как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова»? «Разве делился Христос? – с ужасом пишет он, – Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?». «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях». Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только даёт им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого они получили все… Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости – мы можем остаться без Христа, а значит, остаться при своих жалких человеческих силах, остаться при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их и набирать своё чрево.