О двух учителях и утешителе в жизни нашей
Все мы, возлюбленные братия, знаем, что главный завет, который оставил нам Господь, есть завет любви. Эту любовь мы можем выразить в храме православном, молитвенно воздыхая друг за друга. Мы должны делить скорби с ближними нашими, должны облегчать друг другу тяжелый жизненный путь живым участием в горе ближнего, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви. Господь посылает нам двух учителей в жизни нашей – это скорбь и соблазн, дает великого утешителя – Православную Церковь.
Многие почитают себя хорошими и красивыми людьми по внешности, но если взглянуть внутрь человека, то можно увидеть столько зла, пороков, что, кажется, жизни не хватило бы для оплакивания этого зла, гнездящегося в нашей душе и разъедающего ее. И вот Господь для нашего исправления посылает нам скорби, чтобы сделать нас лучше. И Давид говорит: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим». Скорби надо переносить во смирении и всегда обращаться с ними к Богу. Каждого человека, просящего помощи в горе, слышит Господь. Поэтому стоит только воззвать к Господу, заплакать перед Ним о своей скорби, и Он уже знает все и рано или поздно посылает утешение. И если Господь не исполняет наших просьб скоро, то это не значит, что Он не внимает нам, а просто испытывает человека, чтобы укрепить в терпении.
Второй наш учитель – это соблазны. Господь, посылая их, как бы испытывает нас в вере и делает нас сильными в борьбе со злом. Он Сам сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам». И мы теперь со всех сторон окружены соблазнами и должны бороться с ними. В храме мы слышим одно, а вне храма – противоположное: в храме – проповедь правды, любви и добра, а вне храма – насмешку над всем этим, слышим слова, которыми хотят поколебать нашу веру. Но мы должны утверждаться в вере, должны хранить ее, уповая на Бога, как дети, в простоте своих сердец. Ныне легко смотрят на отношения мужского пола к женскому, внушают легкомыслие и поощряют чуть ли не разврат. Но не нужно брать пример с подобных людей, нужно быть целомудренными и строго охранять чистоту, потому что те люди своим легкомыслием попирают нравственные законы жизни. И апостол Павел говорит о них: «Блудников же и прелюбодеев судит Бог», ибо не войдет ничто нечистое в Царствие Небесное.
Многие ныне окаменели своими сердцами, не сознают своей греховности, души их холодны и закрыты от Бога, но для врачевания этого существует покаяние, которое оживляет такую иссохшую душу и освежает ее, подобно благодатному дождю, падающему на сожженную палящим зноем почву. И во всех наших скорбях и соблазнах мы должны прибегать к нашему великому утешителю – Православной Церкви, в которой присутствует благодать Божественная, восполняющая наши оскудевшие добродетелью души. Господь пребывает в Церкви и утешает Своих верных сынов, по слову пророка Моисея: как орел носит птенцов на своих крыльях, так Господь в Православной Церкви заботится о каждом человеке, только нужно иметь терпение и уповать на волю Его, нужно помнить, что мы еще очень немощны и потому нельзя сразу человека неверующего сделать верующим, нельзя сразу отнять болезнь у человека, нельзя с ним творить чудеса. Будем же во всем уповать на Бога, пусть для нас будет Господь вразумителем в наших делах, утешителем в наших скорбях и печалях и путеводителем в жизни нашей до тех пор, пока не наступит иная жизнь, в которой мы наследуем Небесное Царство. Аминь.