О духовных руках. В четверг 3-й недели по Пятидесятнице
Апостол пишет: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего…» Все мы слишком хорошо знаем, сколько страданий и стенаний в мире. Мы знаем и с чего это началось: Слово Божие открывает нам о соблазнителе – диаволе и о нашей пораженности грехом. Но почему же и теперь, когда Христос Своею смертию нашу «смерть поправ», почему же все продолжается, как и раньше? Слово Божие объясняет, что «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении».
Мы постоянно встречаем в Новом Завете эти слова: вера, надежда… Мы видим, что как правда Божия открывается нам «от веры в веру», так и спасение наше совершенно «в надежде». Но почему Бог не дал нам все это прямо в наши телесные руки, которыми мы так привыкли пользоваться?.. Ну, а что можно взять телесными руками? Хлеб, камень, нож, палку. Телесные руки имеет и безумный. А сокровище спасения, сокровище вечной жизни, можно дать только в духовные руки. Вот вера и надежда – это и есть две духовные руки. И Господь хочет, чтобы уже в этой жизни они окрепли, чтобы мы могли охватить ими и прошлое, и будущее, и видимое, и невидимое; чтобы мы приучились этими духовными руками держаться за Бога, Который тоже есть Дух.
Но можно сказать и то, что вера и надежда – это как бы две части нашего духовного существа: верою принимаем, а надеждой удерживаем, делаем своим, неотъемлемым. Верою принимаем слова Господни: «…нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было узнано… Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены». А надежда позволяет жить, исходя из этих слов: и не бояться убивающих тело, и не бояться говорить при свете то, что слышали в темноте, и не бояться говорить при свете то, что слышали в темноте, и не бояться проповедовать на кровлях то, что слышали на ухо.
Без веры и надежды невозможно противостоять миру. Ты протягиваешь к нему свои телесные руки, и он хватает за них и тащит тебя в свой водоворот. А кто верой и надеждой держится за Бога, тот побеждает мир; тот зачастую выживает вопреки полной невозможности выжить.