О чужой и о своей жене. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам Апостол продолжает показывать связь между отношение к Богу и нравственностью. И вот мы видим, что мало – познать Бога и прославить Его (Рим. 1:21); мало – даже поклониться и служить Ему (Рим. 1:25). Необходимо еще и постоянно «иметь Бога в разуме». Ибо если человек не будет постоянно содержать в разуме то, что есть единое на потребу, то разум его будет занят всякими непотребствами, и такой человек неизбежно будет исполнен «всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, … зависти, убийства, распрей». И это порой доходит до такой степени, что люди делают не только эти непотребства, «но и делающих одобряют», окончательно потеряв и страх, и стыд, и чувства добра и зла. Позже Господь скажет: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). И поэтому с самого начала Он обращается к сердцу человека, говоря о необходимости тщательно хранить его от злых помыслов: «Вы слышали, что сказано древним» «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». При этом Господь говорит, что даже «если правый глаз твой соблазняет тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну». Глаз, рука – это непосредственно орудие души. Они призваны мгновенно выполнять нашу волю. И может ли быть что-либо противоестественнее, чем самовольное блуждание глаз, самовольное движение рук? И глаз, и рука должны быть в строгом повиновении, иначе они никому не нужны.
Итак, Господь осудил наравне с грехом и самое желание греха. Но ведь тут неизбежен вопрос: а самое вожделение к чужой жене не есть ли по своему качеству то же, что и к своей? И не логично ли ожидать, что далее Господь к этому нас и поведет, что, мол всякое стремление к женщине есть грех, что в браке, что вне брака, и что лучше или не жениться, или немедленно разойтись?.. но видим другое. Развод, оказывается, был только допущен по несовершенству древних людей. «А Я говорю вам, – обращается Господь к Своим слушателям, – кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». То есть, с одной стороны, предписывается даже мысли не иметь о чужой жене, а с другой – даже мысли не иметь оставить свою, хотя вожделение к женщине лежит в основе как прелюбодеяния, так и брака.
Как разрешить этот вопрос? … Природа пола есть природа самого человека. Это – великая сила и великая тайна. Не зря же и премудрый Саломон, говоря о четырех непостижимых для себя вещах, называл среди них и «путь мужчины к девице» (Притч. 30:19). И Господь не говорит о том, чего мы не можем вместить, а только показывает пути, которыми можно безопасно провести свой корабль через эту стихию. И один из них – путь брачной жизни. «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:9), – пишет Апостол. Но христианский брак отличается нерасторжимостью, уважением друг в друге образа и подобия Божьего. И если до смерти хранится во Христе верность друг другу, то в ней, очевидно, сама собой перегорает всякая нечистота в отношениях между мужем и женой.
А глазу в руке, если они захотят уклониться в своеволие и произвести соблазн, будем тут же напоминать грозные прещения Господни, что если так, то мы предпочтем лучше без них войти в Царствие Небесное, чем с ними быть вверженными в геенну огненную.