О чуде Пятидесятницы
Сегодня – праздник Пятидесятницы, день, когда по обетованию Господню на Его учеников сошел Святой Дух, и началась Церковь Христова на земле. В этот день ученики «находились единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать». Собранный необыкновенным шумом народ стал свидетелем и участником великого чуда, он «пришел в смятение»: «все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились…?» – и далее перечисляется полтора десятка различных наречий. Но чудо – не в том, что Апостолы вдруг заговорили каждый на каком-то новом языке: в этом случае никто не расслышал бы ни единого слова. чудо Пятидесятницы в том, что вдруг совсем исчезли языковые барьеры. Кондак праздника напоминает, когда эти барьеры появились: когда «разделяше языки Вышний», чтобы прекратить безумное строительство Вавилонской башни. Теперь же, Господь «огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». И все как бы все забыли, и одно только было и в них, и вокруг них, и во всем мире: небесный голос говорил «о великих делах Божиих». Этот голос от Апостолов и исходил, и не исходил, поэтому кто-то слышал их говорящих его наречием; а иные видели их как бы отчужденно от этого голоса, как бы не в себе, и, «насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Чудо Пятидесятницы на миг показала людям, на что они способны в общении с Богом и друг с другом, для чего они созданы, к чему должны стремиться, и что такое Церковь.
Но все же только Апостолам схождение Святого Духа навсегда принесло полноту, осуществления ожидаемого, потому что только они были научены за три года общения с Господом нашим Иисусом Христом. Дух Святой не может соединить тех, кто сам еще не стремится к единению, кто еще словесно не научен ни истинам веры, не должному отношению друг к другу.
И сегодня Святое Евангелие дает нам первый урок. Однажды в синедрионе, где снова возводились обвинения против Иисуса, встал праведный Никодим и сказал: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушивают его и не узнают, что он делает?». Иными словами, выслушав обвинение, спроси обвиняемого: так ли это? А если не можешь спросить или если он скажет «нет», и если вину нельзя доказать, то никто не смеет называть его виновным… Какое простое требование здравого смысла! Мы справедливо возмущаемся тем судом, который только на основании доноса уже готов обвинить; но не зря говорит господь: «Каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2). Пока мы сами не разучимся верить сразу и передавать другим услышанное дурное о человеке, – до тех пор и нас будут судить таким же пристрастным, бесчеловечным судом. И если на этом гнилом месте застанет нас Господь и разрушит оболочки наших душ, то мы окажемся в страшном смятении, потому что тогда со всей ясностью обнажится наша чуждость и друг другу, и Самому Богу.
Пусть же всегда, когда кто-то будет нам говорить или писать, или показывать недоброе о наших знакомых или незнакомых, о великих или о малых мира сего, шептать на ухо или трубить на весь мир, – пусть всякий раз в нашем сердце и нашими устами прозвучат эти слова праведного Никодима: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его?». Если же мы не способны даже на это, то никогда не будет для нас и высшего единения в любви во Святом Духе.