О чествовании воскресных и праздничных дней.
Историей народов и историей Церкви мы можем свидетельствовать, что открытое, общественное нарушение Божией заповеди наказывается и общественным бедствием: общее развращение приводит к общей погибели. Мы можем с уверенностью сказать, что никакое преступление, никакой соблазн не останутся безнаказанными. Но как совершится это наказание, предусмотреть нельзя. За некоторые пороки и преступления наказание Божие последует скоро и очевидно. Но иногда Всевидящий как бы не замечает нарушителей Его законов и не посылает на них явного наказания. Такое состояние служит признаком отвержения законопреступного народа, который тогда предается еще большим порокам и доходит до того, что начинает богохульствовать, говоря: «Не видит Бог! Не взыщет Бог!» – или хуже того, доходит до безумия, говоря: «Нет Бога!» Что будет последствием такого состояния? То, что люди сами себе начнут устраивать свою погибель, сами себе плесть сеть погибели, в которую попадут и не избегнут ее.
Оставленные сами себе, потеряв страх Божий, нечестивцы бесстрашно переходят от одного беззакония к другому. Порок за пороком начинает распространяться в обществе. От головы до ног все становится как бы покрытым одним греховным струпом. Никто не помышляет о Боге, все растлились и омерзились беззакониями (Пс. 52:2).
Вследствие развращения и отпадения от Бога они лишаются Божия благословения. Без благословения Божия с городом или страной делается то же, что и с растением, лишенным влаги. Не поливаемый и не орошаемый сад начинает постепенно умирать: листья опускаются, ветви сохнут. То же делается и с общественной жизнью: лишенная благословения Божия, она начинает замирать. Разумные, честные и трудолюбивые общественные деятели куда-то изводятся. Место их занимает тупость, леность, себялюбие и продажность. Льготы одна за другой отнимаются, иногда по маловажным причинам. Предприятия не удаются. Дела расстраиваются. Город видимо дряхлеет и беднеет. Улицы пустеют, портятся, и некому позаботиться о них, нет сил исправить их. Просвещение, власть и богатство оставляют город, потому что здесь не стало для них дела. Пришлец здесь не останавливается. Самые стихии как бы восстают на него: одно разрушается наводнением, другое истребляется огнем. Болезни свивают здесь свое гнездо, иногда по одной беспечности жителей. Город падает; о первой славе его остается только воспоминание. И вот этот Капернаум, вознесшийся до небес, низвергается до ада (Мф.11:23; Лк.10:15); эта Ниневия великая, которую можно было пройти не менее как в три дня (Ин.3:3), пала, и не осталось следов ее. Сколько было могучих государств, сколько было цветущих городов древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где империя Рима и Византии? Пали. Когда началось падение их? Тогда, когда стала упадать нравственность в народе.
То же сказать можно и по поводу торговли в воскресные дни, нарушение которой не может оставаться безнаказанным, как нарушение и других заповедей. Кто сказал: Не убивай. Не прелюбодействуй (Исх.20:13–14), Он же повелел: Помни день субботний (день покоя), чтобы святить его (Исх.20:8). Убеждаем к этому честью нашей святой веры; евреи хранят святость субботнего дня, магометане чтят празднованием пятницу – почему же нам, православным, понадобилось отменить чествование воскресного дня? Убеждаем представителей православного общества не допускать торговли в воскресные дни, чтобы не подать соблазна малым городам и селениям, где также доселе закрывалась торговля в эти дни. Убоимся евангельской угрозы, изреченной на соблазнителей: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). «Недолго той земле стоять, где начнут добрые обычаи ломать», – гласит наша народная мудрость.
Нарушители заповеди о праздничном покое в оправдание свое могут представлять то, что служащие у хозяев приказчики и сидельцы в торговых учреждениях злоупотребляют свободой, даруемой им в праздничные дни: в храм Божий они не ходят, на чтениях не бывают и сами ничего духовно-назидательного не читают, но проводят эти дни за городом или в домах увеселения или же предаются разгулу. Конечно все это худо, грешно, вредно, но, по пословице, кто в грехе, тот и в ответе. Когда хозяин требует от служащих у него исполнения работ в воскресный или праздничный день, тогда он грешит, он и будет отвечать пред Богом, – а когда служащие злоупотребляют даруемой им свободой в эти дни, тогда они в грехе – они и в ответе. Впрочем, и в таком случае на хозяевах лежит долг принять меры против злоупотребления приказчиками даруемой им свободой в праздничные дни. Признаем таковую обязанность за хозяевами потому, что в большинстве случаев они же бывают виновны в том, что служащие у них люди отвыкли от занятий духовных, посещения церкви и от чтения духовных книг. Притом ради злоупотребляющих свободой праздничного дня несправедливо лишать таковой свободы тех, кто желал бы провести этот день по-христиански. А таковые, несомненно, всегда были, есть и будут. Напротив, ради последних не следует ли оказать снисхождение и к первым, в надежде, что и эти последние, быть может, одумаются и исправятся, смотря на пример добрых товарищей, а особенно самих домохозяев.
Некоторые в защиту обычая торговать в воскресные и праздничные дни желали бы указывать на пример больших городов, а особенно столичных. На это прежде всего должно сказать то, что подражать старейшим хорошо, но – только в добром. А подражать в дурном не только не полезно, но в данном случае может быть вредно и даже гибельно по причинам, изъясненным выше. Если подражание старшим составляет честь для подражающих, то не больше ли чести тому, кто, несмотря на дурные примеры, подаваемые старшими, твердо держится того, что повелевает ему заповедь Господня, или устав Церкви, или голос совести. Слепое подражание другим нередко служит свидетельством только о слабости ума и воли подражающего, а не о поднятии уровня его умственного и нравственного развития. Поэтому в отношении к нашему городу гораздо больше чести будет ему тогда, когда он сам сделается для других предметом подражания. А такая честь выпадает на долю тех обществ и людей, которые твердо стоят в своих добрых правилах и убеждениях, хотя бы им пришлось и вынести за это злоречия со стороны противников.
Такой чести мы и желали бы богоспасаемому нашему городу, чтобы, смотря на него, более и более являлось подражателей среди меньших городов, сел и деревень, и таким образом чрез наш город распространялось бы на другие города и местечки то благословение, какое пребывает на нем за верность его святой православной вере, за хранение уставов Церкви и за послушание пастырскому водительству.