О браке. Во вторник 7-й недели по Пятидесятнице

О браке. Во вторник 7-й недели по Пятидесятнице

Сегодня читаем наставления Апостола Павла о браке. Он пишет: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». И далее пишет: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться». Одна и та же Божественная премудрость открывается в творении как души, так и тела. Вспомним первые главы книги Бытия о первых днях мира. Бог создал первую женщину из ребра первого мужчины. И когда Бог привёл её к Адаму, тот, хотя и в первый раз увидел её, но сразу узнал. Не сказано, какие чувства он испытал; сказано только, какими словами он их выразил: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2:23). Иными словами, увидев Еву, он сказал: «Это моё. И не просто моё, но – изнутри меня взятое и специально для меня созданное».
Могучей таинственной силой связал Бог первых людей, мужчину и женщину. И хотя нельзя сказать, что каждый – только половина человека, но всё-таки видим, какое здесь положено основание для неразрывности человеческого рода; здесь вместе и принудительное, и радостное средство для преодоления человеческого эгоизма, человеческой греховной самодостаточности.
Первый брак первого мужчины был с женщиной, происшедшей из него самого. Следующие браки были между братьями и сестрами. Но когда человеческий род умножился, то видим две стороны Божьего промысла: во-первых, запрещение брака между ближайшими родственниками, чтобы люди не замыкались на себе и на своих; чтобы семья единилась с семьёй, род с родом, и чтобы то, что дано к единению, не служило бы, наоборот, поводом для распрей. За это и Иоанн Креститель обличал Ирода: «Не должно тебе иметь... жену Филиппа, брата твоего». А во-вторых, запрещено было отдавать дочерей за иноверцев и брать оттуда жён. Мы знаем из Священной истории, сколько через иноверных жён приходило соблазна в богоизбранный народ. А самым первым гибельным смешением было, когда «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны» (Быт. 6:2). Предание объясняет, что сыны Божии – это потомки благочестивого Сифа, а другие – потомки первоубийцы Каина. Из-за этого вся земля развратилась и чуть не погибла в водах потопа.
А браки, совершаемые в Господе, соединялись и семейства, и племена, и целые народы. И Господь Своим пришествием не упразднил этого, хотя и открыл более совершенный, лишённый чувственной принудительности путь. Апостол Павел, вставший на этот путь, желая всех соединить в новом Адаме, во Христе, для всех «сделался всем» (1Кор. 9:22). И духовные радости, которые давал ему вкусить Господь, были не сравнимы ни с какими радостями брачной жизни. И в то же время Апостол не отталкивает от брака, и даже запрещает одной стороне самовольно уклоняться от супружеского общения, а только – по взаимному согласию, «на время», и только ради «упражнения в посте и молитве». Апостол, хотя и говорит: «хорошо человеку не касаться женщины», – но он тут же и прибавляет: «но каждый имеет дарование от Бога, один так, другой иначе». В этом – подлинное пастырское величие Божьего человека, способного вместить и тех, и других. И нам надо этому учиться: имея одно дарование от Бога, не предписывать своих законов тому, кто имеет совсем другое дарование от Того же Бога.

Наверх