О богослужении Православной Церкви. Смысл шестопсалмия

О богослужении Православной Церкви. Смысл шестопсалмия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее веро- и нравоучение, все ее догматы, все жития, подвиги и страдания как Самого Подвигоположника Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных, бессребреников и праведных.

Своим богослужением она учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога; сама молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умилению, исправлению, к добродетельной жизни; требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде; представляет страшное греховное растление человечества, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без таинств покаяния, причащения, без поста, без слез, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение учит, утешает, питает, врачует и укрепляет души христианские; оно возвышает и радует дух христианина. Оно открывает нам волю Божию для нашего спасения. Это - небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом и Искупителем нашим. И им надо дорожить и его надо понимать, знать, им надо жить, ибо оно имеет глубокий спасительный смысл.

Возьмем для примера шестопсалмие, которое читается в начале утрени. Оно представляет собой совокупность шести псалмов, предначинанием которых служит ангельское благовествование, а окончанием - краткие благодарственные молитвословия. Притом, чтение шестопсалмия совершается при слабом освещении храма. И все это принято совершать Святой Церковью не случайно: каждое действие имеет свой внутренний символический смысл. Во время чтения шестопсалмия изображается горестное состояние человека, нарушившего заповедь Божию, а также стремление освободиться, выйти из этого состояния с надеждой на то, что Господь не оставит и спасет его. А всякое нарушение заповеди Божией не остается без последствий. Следствие греха распространяется на душу человека, простирается на тело и даже на окружающую нас природу. И вот душа человека-грешника, изображенного в шестопсалмии, страждущая недугами, духовными и телесными, уже не может чувствовать удовлетворения в жизни: исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися! Это повлекло к расстройству душевного мира: несть мира в костех моих от лица грех моих. А без мира душа находится в очень скорбном, плачевном состоянии; она унывает, томится, как в темнице, и жаждет, как земля безводная; у нее отнят тот мир, который орошал ее, приносил ей радость и утешение. Но грех не только приводит к расстройству внутреннего мира, он нарушает мир и между людьми. Сам Псалмопевец Давид с печалью и болью в душе говорит о своих врагах, к числу которых принадлежали не только его прежние друзья, но даже и сын его Авессалом. Враги преследуют и даже готовы погубить его, нуждахуся ищущий душу мою. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. У него не остается никакой защиты, и все окружающие, видя это, стали говорить: «Несть спасения ему…» Находясь в таком безвыходном положении, Давид не отчаялся, он осознал свою виновность перед Богом и, веря во всемогущество и безмерную любовь Господа, воззвал: «Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего». «Воскресни, Господи, спаси мя. Боже мой…» И он глубоко верил, что только Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. И что же мы видим? Господь не оставил его, Он принял его чистосердечное покаяние, вернул к прежней славе и указал путь, по которому должен был идти, - путь чистой, святой жизни.

После чудесного избавления от своих врагов Псалмопевец благодарит Господа «на всякое время»: «Благослови, душе моя. Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя…» - и призывает все творение восхвалять Господа Бога. Ибо, как учит святитель Василий Великий, всякая тварь: солнце, луна, звезды, земля, вода, воздух, огонь, растения, птицы, рыбы, животные - все служат Богу теми способностями и свойствами, какие даны им от Бога. Тем более человек должен служить Богу своими способностями, которыми Господь одарил его. Его служение должно быть свободное, разумное, сердечное, добровольное, непринужденное, хотя и с понуждением себя или других. В служении Богу - жизнь, блаженство тварей. Без служения Богу силы и способности человека получают превратное, ложное и гибельное для него направление (разврат, пьянство, ересь, буйство), а при служении Богу - направление правильное, согласное, мирное, радостное и спасительное.

Вот, дорогие братия и сестры, картина, раскрывающая нам чаяние и избавление Господом нашим Иисусом Христом как всего человечества, так и каждого человека в отдельности.

Символически шестопсалмие означает пришествие Христа Спасителя в мир, почему вначале и читается благовестие, которое воспели ангелы при рождении Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение», а слабое освещение храма указывает нам на то, что Христос Спаситель, хотя и пришел в мир, но не явился еще всему народу до тридцатилетнего возраста. Явление Спасителя с проповедью изображено во время слов диакона: «Бог Господь и явися нам…».

Какое же значение для православной души имеет слушание шестопсалмия - этого «собеседования души с Богом?» Святая Церковь и дает нам указание, как мы должны вести себя и молиться во время шестопсалмия и вообще во время богослужения. Она увещевает нас слушать его со вниманием, со страхом Божиим и благоговением. Но соблюдаем ли мы это благочиние, которое требует от нас Святая Церковь? С началом чтения шестопсалмия в храме обычно начинается движение, и многие совсем не слушают его. Мы как члены Святой Православной Церкви должны стремиться соблюдать ее правила и постановления, должны жить ее жизнью, быть не только христианами по имени, по званию, но и по избранию, по жизни быть церковными и духовными. Сознавая большое спасительное значение богослужения Православной Церкви, мы должны любить его и постоянно посещать храм Божий, каждый прогул считать большой потерей в жизни. Придя в храм Божий, будем молиться Богу со вниманием и сокрушением, поведаем Ему, какими пороками, духовными болезнями страдает наша душа. Господь примет наши молитвы и благодатью Святого Духа укрепит наши слабые немощи, чтобы достигнуть нам вечного счастья, блаженства. Аминь.

Наверх