О богатом юноше. Память преподобного Антония Великого. Божественная Литургия 2000 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы слышали Евангелие о том, как богатый человек, который искал самое главное в жизни, отошел от Господа. Мы все это Евангелие знаем хорошо, из года в год оно звучит в храмах. Все зависит от того, как мы это слово воспринимаем — слово, которое будет судить нас в последний день и которое сейчас является нашим судом или оправданием.
Сегодня память преподобного Антония Великого. Из его жития мы знаем, между прочим, что его новая жизнь, его великий подвиг христианский начался после того, как он однажды услышал в храме за Божественной Литургией именно это Евангелие о человеке, которому Христос сказал, чтобы он все раздал и следовал за Ним. И он, оставшись богатым наследником после смети своих родителей, вышел из храма и тотчас все продал и роздал нищим, и последовал за Господом. В течение долгой своей жизни шел за Господом, пока не пришел туда, где Господь пребывает во веки вечные и куда Он зовет каждого человека.
Вот ученик преподобного Антония Великого преподобный Павел Препростый известный тем, что он однажды пришел к преподобному Антонию, уже в зрелом возрасте, когда похоронил жену, и попросил его научить монашеской жизни. И тот сказал ему, что это жизнь трудная, что нужно много трудиться, мало спать и молиться. По поводу молитвы остановил его внимание Павел, потому что все остальное ему было хорошо известно. И он, безграмотный, начал обучаться молитве, старательно повторяя за преподобным Антонием первый стих Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» , у него это плохо получалось, и он попросил разрешения походить вокруг с тем, чтобы, вслух повторяя эти необычные для него слова, попытаться их запомнить, и так все больше удалялся от него, пока совсем нe исчез, и появился только через двадцать лет.
И преподобный Антоний увидел своего ученика совершенно новым человеком. Не потому что двадцать лет прошло, а потому, что он увидел совершенно нового человека. «Где же ты был? » — он спрашивает его. «Я в течение всех этих лет хотел понять, что значат эти слова: блажен муж, иже нe иде на совет нечестивых», — сказал он. Учился пониманию этих слов. Преподобный Антоний увидел перед собой человека, с которым Христос.
И это Евангелие сегодняшнее Господь нам предлагает еще раз так же услышать, и еще раз, может быть, кто-то услышит по-настоящему — так, как Господь говорит.
Некто из начальствующих обратился ко Христу: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Некто из начальствующих. Редко такое бывает, чтобы кто-нибудь из начальствующих с искренним, нелицемерным почтением относился ко Христу Богу и искал то, что прежде всего нужно найти человеку. Вот перед нами такой начальствующий.
И он задает очень хороший вопрос, самые главный вопрос, какой вообще существует на свете, важнее все других вопросов. Пока человек не вырастет до этого вопpoca, все ответы, которые он получает в жизни — не о том, потому что он не о том размышляет, не то ищет.
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», — обращается он ко Христу, называя Его Учителем. Тот, кто ищет жизнь вечную, должен придти ко Христу как к Учителю своему. И никто не может обрести эту жизнь, если не станет учеником Христовым. Святая Церковь призывает нас во все века и в сегодняшнее время в особенности возвратиться к тому, что мы являемся учениками Христовыми, что мы призваны научиться святости у Самого Христа Бога; вновь обрести острое чувство ученичества каждому из нас, кто серьезно воспринимает свою веру. Ни у кого нe учиться, у Христа Богa учиться и у тех, кто уже научился от Него, как преподобный Антоний, как его ученик, который стал учеником Христовым и учеником преподобного.
Господь говорит, что путь к вечной жизни — это заповеди Божии. И Он раскрывает снова нам, на новой глубине значение того, что как будто бы хорошо уже всем нам известно, что мы слышали уже много раз. Вот что самое главное для человека: научиться не убивать, не воровать, не блудить, почитать отца и мать. Это наука из наук, и искусство из искусств, это важнее всякой мудрости, всех познаний, вместе взятых, какие существуют на свете. Если человек этому не научится, он ничему не научился в жизни, все напрасно. И он должен этому научиться, как говорят святые отцы, только путем исполнения того, что Господь нам предлагает.
И этот человек радостно говорит: «Все это сохранил я от юности моей», этому я как раз и учился, это я все соблюдал. И что же Христос? Мы ждем, что Он скажет: продолжай и дальше так, и ты войдешь, преуспевая в Царствие Небесное. Однако Христос внезапно, сразу же предлагает ему стать Его учеником. Он говорит: «Eсли хочешь быть учеником Моим, если хочешь быть с вершенным, то продай все, что ты имеешь, и раздай нищим, и следуй за Мною».
Человек часто думает, что у него нет особенных грехов. Большинство людей так думают, если они не совешали каких-то тяжких грехов — блуда, убийства, воровства, магии, непочитания родителей своих, - а Христос говорит, что тайна заповеди велика и глубока. «Широка заповедь Твоя зело», — как говорит псалом. Не то, что внешнее соблюдение всего этого, а сокровище жизни вечной должно открыться человеку тому, кто соблюдает заповеди Божии.
И Господь смотрит на этого человека и понимает, что богатство, которым он обладает, является препятствием для того, чтобы следовать за Господом. Богатство, которым он обладает, нe мешает ему услышать то, что говорит Христос, и понять, что говорит Христос, но оно мешает ему ответить на зов Христов. И поэтому он исполнен великой печали. У него очень большое богатство, и он не может оставить это богатство ради Христа. Есть немало людей, которые живут благочестиво, которые все исполняют, которые ходят в церковь, верят в Бога‚ и которым, однако, угрожает гибель. Когда Господь испытает по-настоящему их веру, то обнаружится, что есть в их жизни нечто такое, одно-единственное, ради которого они готовы, скорее, разорвать со Христом‚ чем оставить то, что им дороже всего на свете. Вся жизнь человеческая заключается только в одном этом: чтo Господь рано или поздно каждого человека ставит перед этим выбором. Это может быть богатство материальное, это может быть какое угодно богатство. Любые таланты, какие есть у человека. Или особенная привязанность к какому-то другому человеку.
Что для тебя дороже — спрашивает Христос —этот мир со всеми его ценностями, может быть, очень замечательными, или вечная жизнь, жизнь будущего века? Что для тебя дороже: Христос или что-то другое? Если Христос дороже для человека на самом деле, то он пойдет за Ним, что бы это ему ни стоило, он все оставит; какую бы цену ни надлежало заплатить за это, он пойдет за Христом. Даже если бы свою жизнь принести ради Господа.
И тот, кто не следует за Агнцем Божиим, куда бы Он ни пошел, не может называться учеником Христовым, и не может наследовать Царство Небесное.
Вот об этом выборе сегодня говорит каждому из нас Господь. Может быть, еще нe произошло с нами такого, нe пришел еще, может быть, этот час, когда нам надо сделать такой решающий выбор, когда мы должны все оставить, либо расстаться со Христом. Многие оставляют Христа, хотя они нe желают Его оставить. Это происходит с очень многими людьми.
Задумаемся сегодня об этом простом выборе, перед которым ставит нac Господь. Задумаемся о том, что все определяется, в конце концов, предельной простотой любви к Богу и любви к другому человеку. Если любит человек Бога, не будет никаких преград для него и жизнь свою принести ради Господа, и умереть за Христа. Если любит он другого человека, то понятно ему 6удет слово Христово о том, что сокровище Небесное даруется человеку тогда, когда он все оставляет, следуя за своим Господом.
И Господь, глядя на Своих учеников, говорит: «Дети, как трудно богатому войти в Царство Небесное». Как трудно войти тому, кто надеется на богатство, в Царство Небесное. Не просто имеющему богатство, потому что речь идет о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье сами по себе не могу человеку препятствовать или помогать его восхождению к Богу. Другое дело, когда у человека есть кaкoe-то богатство, он надеется на него, как на свое собственное, и всегда может диавол с помощью этого богатства держать его в своей власти. И как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим. Это нам принадлежит в вечности. А все, что мы считаем своим, любое богатство — это дар Божий. И когда мы его отделяем от Богa, мы предаем свою жизнь власти диавола, с помощью этого богатства он имеет над нами власть и губит наши души.
Как трудно войти богатому в Царство Небесное! И всякому человеку войти - Царство Небесное, войти на небо. Мы понимаем, что то, что Христос говорит, этот выбор — либо оставить все, что у нас есть, либо расстаться со Христом — слишком суровым может показаться. Но на самом деле Христос (отдаем ли мы себе в этом полный отчет?) не требует от нас того, что является неразумным.
И мы знаем свою собственную жизнь, мы знаем‚ как мы привязаны к миру, к того или иного рода богатству. И мы знаем, как легко в отчаяние впасть человеку при виде всей этой реальности. Чем больше человек старается об исполнении заповедей Божиих, тем больше он понимает, что существуют такие препятствия на пути спасения, которые ни богатому, ни бедному никогда невозможно преодолеть, если не будет с ним благодати Божией. Только благодать Божия, только Бог, который Един благ, как сказано, у Которого такое добро и такая сила, что могут совершить невозможное. «Невозможное возможно Богу».
Чтобы человек ни оставил, какие бы свои богатства, какие бы свои таланты, все Господь возвратит ему, причем возвратит с такою щедростью, какая только у Бога. Если даже человек оставит и дом свой, как апостолы, и близких своих для того, чтобы следовать за Господом, Господь щедро умножит это в мире сем, в общении этого человека с Богом и с другими людьми, а в жизни будущего века даст ему тy жизнь вечную, к которой был устремлен его взор, и к которой было устремлено сердце некоего из начальствующих.
Вот перед чем ставит нас Господь: перед тем, как серьезен и глубок выбор, как широка заповедь Господня, как вce oнa объемлет. И перед тем, как Он благ, как Oн всесилен и всемилостив. Он всесильным словом Своим создал мир, Он всесильною рукою Своею содержит небо и землю. И Он хочет, всесильный Господь наш и всемилостивый, всем человекам спастись, ибо нет воли Божией, чтобы хотя один человек погиб, но чтобы все спаслись и в познание истины, благодати Божией, истинного, единственного богатства пришли.
И Господь печалится большею печалью, чем тот человек, который предпочитая что-то земное, оставляет Христа, вместе с этим человеком и не оставляет eго Своею печалью, и Своею благодатью, и Своим Промыслом. И Он радуется о каждом обращающемся к Нем вместе с ангелами. И каждый человек, который все оставляет, чтобы последовать за Христом, обретает, в конце концов, жизнь вечную, Самого Господа.
Услышим этот призыв еще раз сегодня, будем следовать за нашим Господом, пока мы еще на земле, пока еще не поздно, пока смерть не закроет навсегда для нас двери покаяния и любви. Аминь.