О богаче и Лазаре. 1996 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Сегодня мы снова слышали Евангелие, где Господь рассказывает притчу о богаче и Лазаре. O человеке, который одевался роскошно в порфиру и виссон, и на  каждый день пиршествовал блистательно; и о другом  человеке, который лежал у ворот этого богача — нищем, настолько слабом, что он не мог отогнать псов, лижущих его струпья, и который питался крошками, падающими от трапезы богача.  

Господь говорит о той славе, в которой оказывается нищий Лазарь после смерти, и о тех страшных муках, которые постигают богача. Эта притча, как все Евангелие, с особенной силою обращена к нашим дням. С особенной силою — потому что и добро, и зло раскрываются уже в последней степени, и жатва близко (Откр. 14, 15). Это Евангелие говорит нам о тех людях, которые одеваются в порфиру и виссон, и каждый день пиршествуют. Слово «пиршествуют» означает в греческом языке употребление очень редких и дорогих яств.  

Эти «новые русские», которых мы узнаем в богаче, не знают, что еще бы и придумать, чтобы затмить весь белый свет. Эти «новые русские» идут дальше даже евангельского богача. Как сказал один священник богослов — это апокалиптическая саранча, которая все пожирает в нашем Отечестве. Не только все материальное, но и культуру, и нравственность, и религию готова пожрать. Распространяется эта саранча по всему миру, и ей отпущен какой-то срок, согласно Апокалипсису (Откр. 9, 3).  

Новое, страшное явление, о котором пророчески говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), описывая видение бесов с музыкальными инструментами, сидящими на ветвях и поющими: «Наше время, наша воля, наша власть». А эти еще добавляют: «Наши деньги, мы все купим. Купим правительство, армию, Церковь — всех подчиним себе». Власть тьмы — как добавляет святой праведный Иоанн Кронштадтский по поводу этой новой власти.  

Еще говорит нам сегодня Евангелие о том, как обрел спасение Лазарь: через страдание и горе он узнал самую глубокую тайну жизни. Это Евангелие вообще пророческое, и Христос говорит, что если кто из мертвых воскреснет, тому не поверят, если не верят правде  и совести. Лазарь приобщился так глубоко страданию и горю, что как бы уже был участником крестных страданий Спасителя. Господь за такую веру, конечно же — не просто за страдания — даровал ему спасение на лоне Авраамовом.  

Сегодня наш народ, как нищий Лазарь — в струпьях лежит, голодный и поверженный. Сколько было страданий у нашего народа! Еще древний пророк говорил: «Куда вас бить еще, продолжающих свое упорство! От ног до головы нет целости» (Ис. 1, 5—8), — и однако нет осознания того, что произошло, и как будто никто ничему не научился. Апокалипсис предупреждает о тех чашах гнева, которые Господь изливает на землю (Откр. 16,1), и говорит о таком народе, который, приняв эти язвы, все равно не раскаялся. Это страшно: страдание caмо не спасает.  

И если Церковь не поймет, что это слово евангельское, в первую очередь, к ней относится, если мы не раскаемся после тех страданий, которые мы приняли, будучи наследниками таких великих страдальцев и мучеников, если мы сегодня не осознаем то, что происходит — как об этом узнает народ наш?  Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх