О бесновании. 2000 г.
Bo имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы сегодня слышали Евангелие об исцелении Господом Гадаринского бесноватого. Снова Господь показывает нам, что человек не может остаться нейтральным — он либо с Богом, либо с диаволом. А когда он с диаволом, то перестает быть человеком и теряет самого себя полностью. Полностью отсутствует в нем всякое самосознание, так что от его лица уже говорят бесы. Так они завладевают этим человеком. Вся история рода человеческого существует для того, чтобы мы научились тoмy, что значит быть без Бoгa, и как невозможно человеку быть без Бога. И чем ближе развязка истории, тем с большей очевидностью показывает нам Господь эту истину.
То беснование, которое было в недавние годы гонений на нашу Церковь, конечно жe, как будто не имеет никаких аналогов в истории. Не с чем сравнивать. Каким образом люди дошли до этого беснования? Через утрату Бога, через атеизм. А откровенный сатанизм, который сегодня наблюдается в нашем обществе и насаждается все более активно, естественно, приведет к еще более страшному беснованию. Вот об этом сегодня мы должны задуматься.
Недавно был прославлен в лике святых наш последний настоятель, преподобноисповедник Гавриил, который с 1928 по 1934 год был настоятелем нашего храма святителя Николая в Пыжах. Из его жития видно, какой это дивный человек Божий, как чудесно раскрывалась через него любовь и сила Христова, так что в тюрьме, в камере, где находились одни убийцы, даже в заключении не прекращавшие убивать своих товарищей по несчастью, произошло такое преображение, что камера стала монастырем, по свидетельству тех, кто находился там.
Сегодня я хотел бы вам проиллюстрировать некоторые примеры беснования, с которыми пришлось столкнуться преподобноисповеднику Гавриилу в один из периодов, когда он находился не в ссылке и не в тюрьме, а совершал богослужение в приходском храме. В своих заметках он приводит много подобных случаев. Вот два их них.
«После вечернего богослужения, — рассказывает отец Гавриил, — я имел обыкновение исповедовать. И ко мне на амвон подошла старенькая беззубая старушка. С трудом она поднялась на амвон с помощью большой палки. Она еле двигалась.
— Батюшка, исповедуй меня, 3aBTpa я хочу причаститься.
— Хорошо, бабушка, подожди немного, выслушай молитвы перед исповедью.
Она стояла рядом со мной на солее и молилась. После прочтения молитв перед Крестом и Евангелием она подошла. Чтобы не затягивать время вопросами по исповеди, так как причастников было около двухсот человек, я предложил ей повторять за мной слова покаянной исповеди. Сгорбившись и опираясь на палку, она стояла рядом со мной и повторила несколько слов этой покаянной исповеди.
Внезапно выпрямилась во весь высокий рост, сбросила палку и пальто, взмахнула руками и твердым мужским голосом ясно и отчетливо произнесла: «Что я буду повторять за тобой! Ты вот повтори, что я скажу». И сэтими словами пустилась по амвону вприсядку, хлопая в такт в ладоши и припевая: “Сыпь, сыпь, рассыпай, что рассыпешь, подбирай. Ой, люли, люли!” Это произошло так внезапно и неожиданно, что я растерялся. Весь народ был в ужасе. Все видели, как полуживая перед этим старуха начала так браво и весело плясать с припевами. И опомнившись, я быстрыми шагами подошел к ней, схватил за голову: “Именем Господним приказываю тебе, нечистый дух, замолчи” — начал читать над ней заклинательные молитвы. Эта старушка свалилась, стала хрюкать, как свинья, лаяла, как собака, наконец запела петухом. Не прерывая, я продолжал читать. Как бы выбившись из сил, она замолчала, и, растянувшись на амвоне, начала вздрагивать, а затем сделалась, как мертвая. После этого я покропил ее святой водой и, взяв за руку, произнес: “Во имя Господне повелеваю тебе встать”. И через силу поднялась горбатая полуживая старушка, и, еле двигаясь, подошла за мной на клирос к месту исповеди. “Батюшка, — сказала она, — прости меня, я не сказала тебе сначала, что я одержимая. Вот уже тридцать лет, как я страдаю от нечистого духа. Спаси тебя, Господи, ты помог мне”. И утром за Литургией она спокойно без посторонней помощи C благоговением подошла и причастилась Святых Таин».
И еще рассказывает такой случай преподобноисповедник Гавриил. К нему на исповедь подошел мужчина средних лет богатырского телосложения, и после нескольких вопросов при исповеди, как и всех, батюшка попросил его вслед за ним повторять слова покаянной молитвы. До конца он не мог дочитать, потому что этот мужчина схватил его за плечи и начал трясти, а сам громовым голосом заревел на весь храм: «Ох, беда, замучил ты меня, долгогривый. Никак не могу скрыться от тебя, везде преследуешь меня!» И, заскрежетавши зубами, еще громче заревел и продолжал: «Я отомщу тебе, в порошок сотру, будешь век помнить меня!» Его неистовый крик так подействовал на всех присутствующих, что молящихся прихожан не оказалось никого в храме, все поспешили удалиться. «Я, — говорит преподобноисповедник, — не испугался и, спокойно осенив его крестным знамением, произнес: Именем Господним приказываю тебе: замолчи, нечистый дух! И он замолчал и затрясся, как в лихорадке. Поставив его на колени, я накрыл его епитрахилью и начал читать над ним молитвы. Во время чтения он скрежетал зубами, ворчал и вздрагивал. Наконец постепенно успокоился. И, успокоившись, он как бы очнулся, пришел в себя. «Господи, благодарю Тебя, прости мои согрешения!» — из глубины души произнес он. Окропив его святой водой, я поисповедовал его. И весь народ, стоявший в церкви в ожидании исповеди, объятый ужасом, разошелся по домам, а утром этот человек принял со всеми Святые Христовы Тайны».
Отец Гавриил рассказывает, сколь много было этих случаев беснования, с которыми ему пришлось столкнуться. Иногда это не может даже не вызывать улыбку.Беснование людей, которые погибают, которые ищут спасение от погибели и встречают такое отчаянное и бессильное сопротивление бесов. Он рассказывает об одном своем знакомом человеке, как мучил его бесстрашной тоской, толкая на самоубийство. И когда он решился наконец пойти к батюшке, к отцу Гавриилу, то его стали преследовать страшные бесовские видения. Причем один из них, грозя ему, кричал: «Паршивый пролетарий, нe стыдно тебе, куда идешь! К попу, и зачем!» (Это был простой рабочий). Когда он продолжал идти, снова сопровождали его эти вопли: «Рабочий класс идет к попу! Постыдись, куда ты идешь! Вернись назад, не позорь рабочий класс!» И далее: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! А ты куда идешь, ты позорно бежишь к попу! Вернись, пока не поздно, пока поп не увлек тебя в свои сети!»
Это же действительно было беснование, эта революция! Она была направлена на сокрушение всех святынь. И неслучайно было столько беснующихся людей. А сегодня с какими возгласами будут сопровождать обращающихся к Церкви людей, которые мучаются от бесов? Будут кричать им, наверно: «Предатель, как тебе не стыдно, ты предаешь свободу, которую тебе дала демократия! Идешь в рабство Церкви, где тебя лишат возможности делать то, что ты хочешь!»
Сегодняшнее беснование, конечно, воистину уж не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Это стало уже чертой нашего быта, нашей обыденной жизни — всякое ведьмовство, колдовство, растленная реклама на улицах, по телевидению. В школах, в учебных заведениях насаждают магию и разврат, неразрывно связанный с оккультизмом. Совершается как бы черное посвящение всего народа, начиная от маленьких детей.
Мы должны. знать, .что, конечно, это беснование с неизбежностью приведет к еще более страшной войне против Церкви, потому что сатана ненавидит Церковь. Весь смысл его существования в том, чтобы уничтожить ее, стереть с лица земли. И он ненавидит человека. Какие еще испытания предстоит нам пережить? Об это мы не должны никогда забывать. И в то же время должны помнить, что то, что Господь совершил с Гадаринским бесноватым — это чудо, которое Он дал Своей Церкви от древних апостольских времен до наших, близких к нам святых, до преподобноисповедника Гавриила, который был нашим современником, нашим настоятелем, и отошел ко Господу в 1959 году. Всей Церкви Господь дал власть над бесами, всем уверовавшим в Него и всем крестившимся во имя Его. Послав двенадцать апостолов, Он дает им эту силу и власть над бесами. И не только двенадцати — семьдесят с радостью возвращаются и говорят: «Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем!» И Он утверждает их в этом служении: «Се, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничтоже вам вредит» (Лк. 10, 17—19). Мы понимаем, что духи повинуются апостолам и всем верным, любящим Господа, потому что имена их написаны на небесах и потому что имя Христово запечатлено в их сердцах. Потому и сказано: «Возшед на высоту, пленил плен, — избавив плененных диаволом и пленив диавола, — Господь дал дары человекам» (Еф. 4, 8).
Помним мы из Священного Писания — даже если было так, что некто изгонял бесов именем Христовым и не ходил с апостолами, то Господь давал силу этому человеку, для того чтобы явить поразительную силу Своего имени (Мк. 9, 38). А B конце концов, нужна была крестная смерть Господа, Его Воскресение — полная победа над силами зла, Пятидесятница, в которую родилась Церковь Христова. Пятидесятница — дар Святаго Духа. Ибо только достигшим нас перстом Божиим, силой Духа Божия могут быть побеждены духи зла.
И мы помним, как Церковь Христова, с самого начала победоносно проповедуя о торжестве Христовом над диаволом, являет многие чудеса, изгоняя бесов из одержимых мучимых ими людей. Апостол Павел повелевает духу прорицательному, который связал служанкy в Филиппах: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16, 16—18). Нечистые духи из многих одержимых ими выходили с великим воплем. И помним мы, как было обращение самих колдунов, магов, занимавшихся чародейством, кo Господу при виде этой неодолимой силы Христовой, как описывается в Деяниях апостолов. Так что они, собрав свои книги, сожгли их перед всеми, и, когда сложили цену книг, и оказалось, что их было на огромнейшую сумму, целая гора была этих книг (Деян. 19, 19). Так была распространена магия в древнем мире до пришествия Христова. Сейчас, накануне Второго Пришествия магия точно так же распространяется.
Воистину Церковь наша приняла власть от Господа Иисуса Христа. Во все времена истории Церкви мы можем видеть друзей Божиих, возвещающих великую пасхальную победу Господа. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что повсюду нечистые духи изгоняются именем Христовым.
И к древним святым присоединяются святые наших дней. Преподобный Силуан Афонский, который с именем Божиим держит свой ум во аде, и ничто не может привести его в отчаяние. перед лицом бесов, перед лицом сатаны, самого ада он в сердце своем хранит благодать Христа Воскресшего и свидетельствует об этой победе. И eгo известный друг, о котором говорится в книге «Старец Силуан» — отец Стратоник, кавказский отшельник, который от жалости начинает плакать при виде человека, одержимого бесом: «Бедное создание Божие, как его мучает бес!» Он совершает крестное знамение и говорит: «Да исцелит тебя Господь Иисус Xpucтoc». И больной тотчас получает исцеление.
И такой же был наш последний настоятель, преподобноисповедник Гавриил. Мы обратим с вами внимание, что чудо победы над диаволом, который кажется несокрушимым, совершается не просто благодатью Божией. Да, все мы получили эту благодать Божию. Еще раз скажем, что в таинстве Крещения, как говорят святые отцы, Господь сходит с нами в наш ад, и каждый из нас получает власть над бесами. Но эта власть раскрывается в нас только по мере чистоты жизни, и она теряется по мере отступления нашего от этой чистоты. Поэтому и такое беснование идет в мире, особенно там, где человек крещеный: там, где он узнал благодать, хочет сатана взять свой реванш, отомстить за свое поражение и унижение.
Чем больше сила зла раскрывается в сегодняшнем мире, тем более мы должны быть едиными с нашим Господом, тем больше учиться от Него состраданию ко всем погибающим людям. Кто-то из святых отцов сказал, что апостол Павел, призывая нас «помнить узников, как бы и мы с ними были в узах» (Евр. 13, 3), имеет в виду в том числе и тех, кто связаны сатаной. А как нам достигнуть такого сострадания к другим людям? Так в этом и заключается весь путь нашей христианской жизни. Иначе, если мы будем не в состоянии сострадать другим людям, мы сами будем побеждены сатаной. И не сразу даже осознаем и заметим это.
Много сегодня появляется таких магов, колдунов, экстрасенсов, которые пытаются связать свое чародейство с Церковью. Говорят, что будто бы их священники благословили. По телевидению все время такие передачи: где-то на фоне храмов, куполов, икон они совершают свои магические заклинания, дают рекламу, чтобы все к ним шли, а не в Церковь обращались. И попутно сообщают, что чуть ли не священники к ним сами обращаются. Мы должны помнить, как враг коварен, как он не хочет сдавать своих позиций.
В книге Деяний святых апостолов рассказывается о том, как некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы, но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне
знаком, а вы кто?» И бросился на них человек, в котором был злой дух, и одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19, 13—16).
He то ли самое произойдет, и нe худшее ли, с этими людьми, которые кощунственно обращаются к святыне? Не то ли самое произойдет и с теми, кто к ним приходит за помощью? Церковь говорит им сегодня: «Какое право, какую власть вы имеете повелевать во имя Его бесам и кто дал вам эту власть? Как вы можете говорить от имени Христова, ненавидя Христа и Его заповеди, Его учение?» И тот же враг, который одолел своими искушениями, одолевает их и своим страхом.
Будем помнить, что если мы будем противостоять врагу подлинной живой верой, то он убежит от нас, как говорит Апостол (Иак. 4, 7). Ho если мы думаем противостоять ему одним призыванием имени Христова, как магией, то он одолеет нас. Всей жизнью нашей должны мы противостоять сатане.
Мы особо прославляем каждое воскресенье после Божественной Литургии новых мучеников и исповедников Российских, святых Царственных страстотерпцев, особенно близких дорогих нам святых. Какой подвиг они совершили? Подвиг противостояния тому беснованию, которое совершалось тогда. Святые Царственные мученики были убиты беснующимися людьми, и преподобномученица Великая Княгиня Елисавета была убита этими беснующимися людьми. И тысячи, миллионы людей, православных христиан, противостояли этому беснованию, и жизнью своей заплатили за это противостояние. А сегодня, когда беснование накануне кончины мира, когда совершается агония сатаны, когда он знает, что мало ему осталось времени и потому так неистовствует, мы должны быть готовы к неменьшему, конечно, подвигу, если мы не хотим быть побежденными сатаной, если мы хотим помочь тем людям, которые уже побеждены им.
Господь Гадаринского бесноватого посылает в землю, где бесноватые люди, где Христа не принимают.А Он посылает его к ним.
«Бог освобождает тебя, — говорит преподобный Иоанн Лествичник,— чтобы ты других мог освобождать. И Он спасает тебя, чтобы ты мог спасать тех, кто ведом к смерти и к смерти вечной, избавлять тех, кого бес убивает. Это больше пред Богом, чем все дела и все молитвы, и все созерцания».
Поэтому мы должны идти на молитву, как в сражение. И в мире, где грех утверждается как норма, помнить слова Апостола, что мы должны даже до крови сражаться против греха (Евр. 12, 4). Тогда Бoг мира «сокрушит сатану под ногами нашими вскоре» (Рим. 16, 20). Не страшитесь зла в сегодняшнем мире. Так написано, так попущено злу раскрыться до конца, так дана диаволу на время свобода бесчинствовать в отступническом мире. Так подобает Церкви, вместе с Господом сражаясь, войти в славу Его и победить Его врагов.
Они будут вести брань с Агнцем, эти враги. И Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царствующих. И те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные (Откр. 17, 14). Аминь.