Нравственность и экономика. (Слово в неделю 32-ю. 1908 г.)

Нравственность и экономика. (Слово в неделю 32-ю. 1908 г.)

Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10).

И ныне мы слышим и видим заботы, и усиленные заботы, по крайней мере, на словах, о спасении погибших и погибающих.

Если прислушаться к современным разговорам и рассуждениям в печати, в обществе, в так называемых политических партиях и вообще в среде большинства людей, будь то лица частные, или государственные деятели, – то выносишь ясное и непререкаемое впечатление: все упования счастья и спасения народов возлагаются теперь на их богатство, общее материальное обеспечение и на так называемое экономическое соотношение сил. Не одни последователи крайних учений, как, например, социалисты и коммунисты, стоят на этой точке зрения. Не одни даже люди прогрессивного направления исповедуют материалистически-животный взгляд на основу человеческого благосостояния. У них такой взгляд проводится только резче и определённее, прямее и последовательнее, – настолько прямолинейно и беспощадно, что, по их мнению, следует только отнять всё у имущих классов народа, всё поделить поровну, принудительно отобрать землю и имущество, сделать общим достоянием дома, фабрики, заводы, продукты земли и проч. – и счастье, довольство людей обеспечено. Но и те благоразумные общественные и государственные деятели, и те писатели, которые признают ценность и необходимость духовно-нравственных основ для человечества, – и они, когда заходит речь о подробностях устроения и упорядочения жизни государственной, подчиняясь бессознательно общему, со стороны навеянному и глубоко вкоренившемуся современному мировоззрению, незаметно переходят на ту же материалистическую точку зрения. Оттого нередко можно слышать от людей, по своей деятельности и воззрениям согласных с правилами святой веры, такие рассуждения, например, что «всё зависит от желудка», что «первое благо – экономическое благосостояние», «задача наша – обеспечить людям хлеб и кров и всё необходимое для жизни», – подразумевается, конечно, жизни материальной. Оттого и в высших государственных учреждениях на наших глазах месяцами и годами занимаются, спорят до бесконечности, дробятся на партии, волнуются и горячатся, главными образом, если не исключительно, только по вопросам распределения денег и материальных средств народа и государства.

Иным воззрением, иным духом веет от евангельских наставлений и сказаний. Сегодня в евангельском чтении мы видим Закхея, старейшину сборщиков податей, человека весьма богатого. Он сам, по собственному побуждению, идёт навстречу Иисусу Христу и, чтобы видеть Его, залезает на придорожное дерево, он рискует при этом показаться смешным в глазах народа, подвергнуться преследованиям и издевательствам толпы, наконец, не боится унизиться на виду у всех, выходя с такой жаждой увидеть Учителя, не признанного властными и почётными руководителями народа.

Итак, пред Иисусом Христом – богач, глава сборщиков податей, мало того, – это человек, и по его собственному признанию, и по роду своих занятий мытаря, при условиях тогдашнего времени, человек грешный, неправедно наживший своё богатство. Невольно приходит на мысль: что, по мнению современных нам новомодных учителей жизни, что сказал бы Закхей и что сделал бы в этом случае Иисус Христос? Уже многие такие учители, увлекающиеся современным новым идолом социализма, не раз объявляли, что Иисус Христос был социалистом и учил социализму. Следовательно, Он обратившемуся Закхею должен был указать одно: всё раздай всем поровну и себе возьми такую же часть, какая достанется и другим... И один ли Иисус Христос представляется в очах современных лжесловесников только общественным реформатором и учителем новой хозяйственной и экономической системы? Нынешний день, 27 января, воскресный праздник совпадает с памятью святителя Иоанна Златоуста. Тысячу пятьсот лет чтила его святая Церковь, верные услаждаются его творениями, давшими «неизглаголанную ясность Божественному Слову» (см. канон святому), т.е. учению Священного Писания, и никогда никто не находил в его златословесных поучениях проповеди социализма. Но вот ныне даже в книгах мнимо богословских и под покровом богословских школ проповедуется такая бесстыдная и сознательная ложь...

Но возвратимся к Закхею. Что же повелел ему сделать Спаситель? Он только одно имел в виду: ласковым словом привета и любви, посещением дома всеми признанного грешника довести Закхея до сознания греховности, возбудить в нём желание исправиться и загладить грех и вместе с тем внушить надежду и уверенность, что Бог примет, пощадив, грешника. И видим: под влиянием посещения Господа в душе грешника произошёл полный переворот: стал Закхей пред Господом и сказал: «се пол-имения, Господи, дам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо». Что же Спаситель? Поучать стал о вреде и греховности всякого богатства? Разрешал вопрос: можно ли собирать подать и сколько с кого брать? Стал рассчитывать, достаточно ли дать половину имения и вчетверо за обиду и убытки, меньше нужно или больше? Нет и нет. Спаситель сказал только: «ныне спасение дому сему бысть... Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшего». Слышите ли? Не бедного и не богатого пришёл Он спасти, а погибшего нравственно. Он и средства спасения предлагает именно нравственные. Не говорит: отдай Мне твоё богатство, а говорит: дай Мне твоё сердце.

Ибо неразумно, в самом деле, смешно и наивно думать, что с разделением поровну всех имений и вообще с разрешением всех имущественных и экономических отношений сразу воцарится счастье среди людей, прекратятся всякие их страдания и кончится необходимость нравственного развития. В тысяче тысяч случаев проявятся тогда человеческая любовь и злоба, высота духовная и низость. В тысяче тысяч случаев люди могут отравлять жизнь друг другу, или ей помогать во благое. В тысяче тысяч случаев, при равенстве имуществ и при полном материальном довольстве, проявятся и зависть, и несправедливость, и преследование, и гнев, и недоброжелательство. И не богатство было худо в Закхее, а неправедные пути его приобретения, жестокость и себялюбие в пользовании им. Так и Златоуст поучает богача: «Ты богат? Не осуждаю тебя. Но ты жесток? Порицаю тебя». И не самый сбор податей был преступен в Закхее. Потому мытари считались грешниками, что они вымогали подати в свою пользу, брали гораздо более, чём было положено. Содержа на откупе подать целых городов и селений, они увеличивали её тем, что давали в долг, сами отсрочивали взносы, и потом брали вдвое и втрое, разоряя народ. Значит, не самый сбор податей, а злоупотребление им было греховно. Иоанн Креститель сборщикам податей говорил только одно: «ничего не требуйте более определённого вам» (Лк. 3:13). Да и Сам Спаситель повелел апостолу Петру внести за Себя и за Петра статир в подать на храм (Мф. 17:27). И апостолы учили (Рим. 13:6-7) христиан беспрекословно отдавать подати и всем – должное.

Христос Спаситель не приносил на землю какого-либо нового научного учения, какой-либо новой общественной, государственной, хозяйственной или экономической системы. Он говорил векам, и о том, что вечно, вечное же не стареет, оно всегда ново. А вечно в человеке не тело, а дух, не насыщение благами материальными, гибнущими и умирающими, а вечными сокровищами души; вечно в человеке стремление к Богу и к нравственному уподоблению Богу в добродетели и святости. Такого стремления в человеке ничем не уничтожишь, оно сродно его духу и необходимо ему, как питание и дыхание сродно и необходимо телу. И чем выше и сильнее такое стремление, тем ближе человек к тому, чем должен быть человек, тем больше он внесёт счастья, мира, покоя и порядка в жизнь общечеловеческую. Такое-то стремление к Богу и желание ввести Бога в душу и нас с вами в эти минуты привело сюда в храм. Если это есть, – всё прочее придёт, как пришло у Закхея. Господь вошёл в его дом, а он в душу свою сам ввёл Его своим святым порывом, и вот он уже изъявляет желание служить ближним и своим имением. Если же этого ничего нет, то не только уравнение имуществ и разрешение экономического вопроса, но и самые благие на вид стремления и желания принесут людям только гибель, вражду, кровь, убийства. Разве не видим очевидных тому доказательств у последователей современных модных учений без Христа и вне Христа? Их громкие слова о братстве, равенстве и свободе на деле приносят только рабство, унижение и величайшие насилия. В далёкой от нас, но христианской стране на днях зверски убит на улице король и его наследник и ранен другой сын короля. Кто гнусные убийцы? Убийцы были люди, проповедующие громко свободу и любовь, родные братья по убеждениям и действиям нашим социалистам, революционерам и проповедникам народной свободы. На словах же все они против смертных казней преступников и против всякого принуждения со стороны власти и государства. Вот что значит быть без Христа и стоять не на нравственной почве, не на нравственном учении, а на мирском, экономическом. «По плодам их узнаете их. Не снимают с терновника винограду. Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15-16).

Спасти погибшее и погибающее может только развитие и совершенствование нравственное, в духе веры Христовой, а не экономическое, в духе современных проповедников насилия и материализма! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх