Проповеди на праздники:


Нравоучительная частъ (Еф.4:1–6:20)

Практическое учение Еф. обнимает отрывок Еф.4:1–6:20. Первые шестнадцать стихов (Еф.4:1–16) имеют значение вводное: они представляют собой переход от учения догматического к учению практическому. Ап. Павел призывает своих читателей к поведению, достойному их призвания (Еф.4:1), – того призвания (κλῆσις), о котором он уже говорил в Еф.1:18. Их поведение должно быть проникнуто смирением и любовью, выражающими, в союзе мира, единство, созидаемое действованием Духа (Еф.4:2–3). Это единство есть единство Церкви. Основания единства ап. Павел перечисляет в Еф.4:4–6. Повторяя в немногих словах мысли первой, догматической части Послания (ср. ещё новое основание единства в едином крещении, Еф.4:5), ап. Павел исповедует, как и в заключении молитвы Еф.3:14–21, свою веру в Триединого Бога, Единство Церкви есть единство всеобъемлющее. Церковь есть Тело Христово (ср. и здесь Еф.4:4), но Христос, Нисшедший и Восшедший, наполняет Своим присутствием всё (Еф.4:8–10). Мысль апостола остаётся неизменной при всяком понимании нисхождения, которое, бесспорно, относится к сошествию Христову во ад только тогда, когда при κατέβη («нисшел», по–русски неточно: «нисходил») (Еф.4:9) стоит наречие πρῶτον (русский перевод: «прежде»), отсутствовавшее в большей части древних рукописей. Вездеприсутствие Прославленного Господа в Теле Церкви надо понимать и в прямом, и в переносном смысле слова. Для верующих оно получает выражение в множественности благодатных даров, с которыми связана и множественность служений (Еф.4:7–11; ср. Рим.12:4–8; 1Кор.12:4–30). Проистекая из единого источника, эта множественность не нарушает единства Церкви. Напротив, носители различных служений призваны идти к одной цели: созиданию Тела Христова (Еф.4:12), которое осуществляется в любви (ср. Еф.4:15–16) и достигается в единстве веры и познания (ἐπίγνωσις) Сына Божия. Церковь, хотя и Тело Христово, состоит из людей и как таковая представляет собой живой, развивающийся организм. Предельная цель этого развития и есть полная зрелость совершенного возраста во Христе (Еф.4:13, ср. Еф.4:16). К достижению этой цели, по существу эсхатологической, и ведёт практическое делание христианина.


Проповеди на праздники:

Наверх