Новозаветные свидетельства об ап. Луке
По преданию Церкви, с которым мы встречаемся у писателей II в., третье Евангелие и Деян. были составлены Лукой, спутником и сотрудником ап. Павла, врачом по профессии. В писаниях ап. Павла Лука назван по имени в Филим.1:23 и 2Тим.4:10. Из этих указаний вытекает, что Лука был вместе с Павлом во время его римских уз – и первых, и вторых. Но главный текст, в котором упоминается Лука, есть свидетельство Кол.4:14: Павел его именует «врачом возлюбленным». Не исключена возможность, что ἀγαπητός («возлюбленный»), означая теснейшую связь между Павлом и Лукой именно как врачом, позволяет видеть в Луке личного врача ап. Павла, которого он в качестве такового и сопровождал. Ап. Павел, как мы знаем, был человек больной и во врачебной помощи мог нуждаться постоянно.
Свидетельство Предания подтверждается изучением писаний Луки. Формы первого лица, встречающиеся в повествовании Деян. о путешествиях ап. Павла (Деян.16:10–17, 20:5–15, 21:1–18, 27:1–28:16), показывают, что мы имеем дело с отчетом очевидца. Кроме того, анализ языка Лк. и Деян., предпринятый современными учеными, привёл их к убеждению, что писания Луки в целом были составлены тем же лицом, которому принадлежит путевой дневник, нашедший место в Деян.16–28. Эти же исследования показали, что составитель Лк. и Деян. пользовался медицинскими терминами. В греческом подлиннике болезнь, которой страдал отец Публия на Мальте (ср. Деян.28:8), определяется как дизентерия (русский перевод: «боль в животе»), а в Лк.18:25 для обозначения иглы в образе игольных ушей употреблен термин (βελόνη), которым называлась хирургическая игла. Медицинская терминология в Лк. и Деян. может объясняться медицинским образованием и профессией их составителя.
Прошлое Луки нам неизвестно. В прологе Евангелия (Лк.1:1–4) он противополагает себя тем, которые служили делу благовестия («слову») с самого начала. Он не был непосредственным учеником Христовым, и для отождествления его с одним из семидесяти учеников, которым Господь поручил приготовить Его последний путь (Лк.10:1, 17), или с неназванным по имени спутником Клеопы на дороге в Эммаус (Лк.24:13 и сл., ср. Лк.24:15) мы не имеем оснований. Лука уверовал впоследствии. Некоторые древние тексты связывают Луку с Антиохией. Если их свидетельство отвечает действительности, его обращение может подразумеваться в общем указании Деян.11:20. Лука по своему происхождению был, несомненно, язычник. В Кол.4 ап. Павел ясно говорит, что из тех сотрудников, которые были с ним, когда он составлял Послание, только Аристарх, Марк и Иисус–Иуст были из обрезанных. Значит, Лука (Кол.4:14) к обрезанным не принадлежал. Это одно уже доказывает, что он не мог быть в числе семидесяти учеников Лк.10. Мы не знаем среди учеников Христовых, особенно же исполнявших Его ответственные поручения, людей не Моисеева закона. Как язычник по происхождению, Лука был человек эллинистической культуры. Его горизонт не замыкался в тесных географических пределах Палестины. Интересная подробность: Галилейское, или Тивериадское море Матфея (Мф.4:18, 8:24 и др.), Марка (Мк.1:16, 3:7 и др.) и Иоанна (Ин.6:1, 21:1) один Лука называет его точным географическим термином: «озеро» (Геннисаретское: Лк.5:1, 8:22 и др.).