Новая жизнь в глубинах народной души. Всем возлюбленным о Христе чадам Пермской поместной Церкви
Благодать вам и мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
Возлюбленные чада церковные! Наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,11–14). Так взывает к нам и умоляет нас святая Церковь ныне устами святого апостола Павла. Послушаемся сего материнского горячего слова к нам и исполним призыв церковный в настоящий Великий пост. Врач телесных болезней обычно прописывает больному воздержание от пищи, а иногда и полный голод, чтобы тело больного очистилось от всяких болезнетворных соков и оказалось восприимчивым к действию врачевания и сильным противостоять приразившейся было болезни. Так поступает с нами и духовная наша врачевательница – святая Церковь. Для нашего духовного уврачевания и обновления она установила и предлагает нам святой и великий пост со всеми благочестивыми упражнениями и средствами, какие в течение его мы имеем.
Так это в обычной жизни человеческой. Тем более теперь, когда уже третий год не утихает гнев Божий над нами. Да, тяжкая пора настала для нас, грешных, много скорби перенесли мы, а сколько еще впереди предстоит, – то знает Один Господь. Но да не забываем утешения, которое от Бога предлагается нам и в скорбях, как сынам Его: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец ? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 5–8). Это не простое – человеческое слово, но Божие, в Святом Писании нам изъясненное. Посему оно непреложно для всех, для нас же и в самой высокой степени справедливо и вместе с тем утешительно. И о, если бы нам послушаться сего гласа Божия и с покорностью и даже радостью принять и перенести посланное вразумление для своего обновления и исправления. Этого только и ждет, и желает видеть Господь от нас. Ибо сам Господь с клятвой велит святому пророку Иезекиилю сказать израильтянам беззаконным: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?.. А когда скажу беззаконнику: “ты смертью умрешь”, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив, не умрет (Иез. 33, 11, 14–15). Даже и о целых народах таково же Божие Промышление: Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему (Иер. 18, 7–8). Посему милостию промышляющего о нас Бога должны мы почитать как все приключающиеся с нами беды, так и настоящую бедственную военную пору. Это глас к нам Бога, дабы скорбями обратить нас к Себе. Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3, 7–8).
Да будет до конца с нами таковая милость Божия. Мы же видим ее и теперь с нами и над нами.
Правда, за время войны, особенно за последнее время, много разных гадостей открылось в нашей народной жизни. Разумею безудержное веселье, роскошь, безжалостное своекорыстие и подлую наживу, продажность, обман, взяточничество, воровство... Все это, как отвратительная накипь, всплыло поверх. Но именно это только накипь грязная, чтобы быть ей снятой и сброшенной в непотребное место. Все, и в такое страшное время военное, охваченные указанными пороками и преступлениями, сами собирают себе на голову горящие уголья (Рим. 12, 20), чтобы эти уголья и сожгли у них то, что они почитают главным в своей жизни – это их призрачное счастье, это их хищническое богатство, это их развеселое житье. Если они и в такую грозную пору, как теперешняя, способны забыть Бога и совесть, то куда они и годны, как только на собственную погибель . И суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2Пет. 2, 3). Но все-таки это только на поверхности жизни народной. Это подобно тому, что бывает на поверхности моря или реки после волнения: поверхность их еще волнуется и несется по ней всякая грязь и мусор, поднятый именно волнением, а глубины вод моря или реки уже успокоились, и в них снова совершается полная правильная жизнь, там вода уже отстоялась и потому чиста. Так и в нашей современной русской жизни и действительности в настоящее время грозных военных событий и испытаний. В то время как на поверхность жизни всплыли вот все указанные мерзкие проявления ее, – в глубинах народной жизни, в глубинах народной души происходит совершенно противоположная жизнь, собравшаяся в себя, отстоявшаяся от взбаламученности, здоровая и серьезная. Об этом-то и речь моя будет.
Там, около наших церквей да обителей, – там собирается отрезвляющаяся наша народная русская душа. Народ в большинстве своем, конечно преимущественно простой наш народ, уже устремился к Богу Спасителю и Промыслителю нашему и в грозе. Духовники обителей, да и приходские священники, сообщают с умилением – как кается и как молится теперь народ наш и дома, и в церквах, как ищет утешиться и успокоиться в церкви среди тяжкой беды нашего времени, как у Господа Бога и у Владычицы со святыми угодниками настойчиво просит милости и помощи нашим христолюбивым воинам против осатанелых супостатов. Через мои руки почти ежедневно проходит несколько прошений о том, чтобы разрешить пронести крестным ходом ту или другую святую икону, по обещанию сооруженную кем-либо или целым обществом и приходом. И идут такие обетные крестные ходы, не удерживаемые никакой погодой и никакими морозами. По таким же умилительным обетам и некоторые новые обители возникают в нашей Пермской епархии, когда поселяне просят благословить им на их земле открыть обитель для молитвы в настоящую трудную пору. Из таковых в минувшем году две уже открыты, а одну благословлено начинать. Воистину, это как свечки воска чистого перед Богом от нашей крестоносной Русской земли. И да будут они таковыми от народа и для народа.
Но всего больше этот покаянный и устремляющийся ко Господу дух народный проявляется в совершаемых народных богомолениях и крестных ходах в пределах нашей епархии. На открытие обителей, на основание и освящение храмов, на местные празднества из окрестных и даже удаленных на десятки верст селений собираются многие тысячи богомольцев и в рабочую пору. Издалека идут они под водительством своих священников с крестами и хоругвями, как победными знаменами нашей спасительной веры. И воспевают непрестанными устами хвалу Дивному во Святых Своих Богу и Владычице. На местах остановок совершается усердное назидание народа от словес Божественной благодати. А на местах празднеств идет потом целонощное богослужение и богомоление, завершаясь торжественной литургией и расходом крестных ходов восвояси. И так в пределах всей обширной епархии.
Минувшим летом Господь привел мне провести целый месяц июнь на таких народных празднествах в пределах Красноуфимского, Кунгурского, Осинского и Оханского уездов. До слез умилительно было это беспрерывное народное богомоление и воодушевление, в одну духовную семью объединявшее многие тысячи народа с их духовными отцами. И, конечно, ни малейшей усталости не чувствовалось на таких торжественных народных воодушевленных богомолениях. Воистину эта была месячная летняя светлая Пасха, самым народным воодушевлением устроенная.
Вот где и вот как собирается и воодушевляется подлинная народная душа. В глубинах ее идет здоровая и целомудренная работа, приводящая к Богу. И о, если бы закрепилось такое воодушевление, если бы повсюду разлилось оно среди всего народа родного. Воистину снова был бы Бог не только над нами, но и посреди нас. Он принял бы в Свое милосердие возвращающуюся к Нему народную душу и с поверхности ее безвредно для нее сбросил бы все негодные проявления, как грязную накипь с устоявшейся воды. Вот это и было бы истинным воскресением и обновлением нашей народной души.
К этому только и ведет нас Господь тяжкими испытаниями, ожидая нашего к Нему всенародного обращения. Тогда и нам, как к древним израильтянам, Он опять скажет: во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к Тебе (Ис. 60, 10). Да будет сие!
Возлюбленные чада церковные! Укрепим такое наше обращение ко Господу Богу. Для сего используем наступающий Великий пост – матерь покаяния. Да не будет ни одного отсталого в исполнении долга исповеди и Святого Причастия. В течение сего поста придем все до одного ко Господу, припадем к Нему всяк за себя и за весь крещеный русский народ, чтобы всех Господь приблизил к Себе и ко всем явил Свое благоволение, умягчивши сердца и охладевших, Своею милостью прикрывши и их холодность. Будем молить Его Всесильного, да споборает Он Сам за веру нашу спасительную нашим христолюбивым воинам против ненавистников ее, наших супостатов, да не унизится эта наша вера и наша надежда на Господа Бога Помощника и Покровителя нам во спасение. Побуждайте к сему друг друга, как самих себя. Ибо в общем нашем согласии и усердии и наше христианское спасение содевается. С таким духовным приготовлением радостно встретим и предстоящую нам Пасху Христову, как и пасху своего духовного обновления и возрождения. Господь же Многомилостивый Сам укрепит тогда и наших христолюбивых воинов, смиряя перед ними наших супостатов. Так духовно укрепившись, потом летом и опять пойдем все крестными ходами на наши церковно-народные торжественные богомоления, ободряя и воодушевляя один другого. Сложите, возлюбленные, сие в сердце своем и с усердием подвизайтесь в том, как наши братья-воины подвизаются теперь за нас на поле брани. Господь всем нам да будет Помощник.
Пермь. 1917 год. Неделя о мытаре и фарисее