Неведомые, но благодетельные для человека пути Божественного Промышления
Все переживаемое, но не предвиденное и не ожидавшееся нами, а особенно все печальное редко нами понимается – для чего и с какой целью. Если же таковое и тяжко по своей природе, то человек не только трудно переносит то, но готов считать все подобное бессмысленной случайностью и совершенно бесцельным. Он готов тогда не только людей, но и Самого Бога счесть несправедливыми и жестокими к нему. Такой легковерный готов бывает впасть в уныние и отчаяние и даже проклясть судьбу свою, злосчастнее которой, по его убеждению, и нет. И только уже иногда, даже много спустя, самые обстоятельства жизни с ясной убедительностью доказывают всю благодетельность для человека в пережитом сочетании непонятных для него прежде событий. Тогда только благодарить остается благодетельный Промысл такому, прежде возмущавшемуся человеку. Тогда он ясно видит, что была бы истинная для него беда, если бы не сложились обстоятельства так, как ему весьма нежелательно было. И наоборот, произошло истинное для него благополучие только потому, что случилось все вопреки его намерениям и желаниям.
Точно так едва ли кто ясно понимал настоящую цель и того, что было в 1170 году в Новгороде около дивного Знамения от иконы Владычицы. Происходило же тогда следующее. Суздальцы, в заботе об укреплении единой великой и славной России, ополчились на вольный город Новгород, чтобы подчинить и его власти Великого Суздальского Князя. Новгород же не хотел потерять своей вольности и всеми силами противился суздальцам, не желая понять того, что если он не сольется со всем великим Русским народом под единством власти, то впадет в неминуемую беду. Беда же эта не гадательная какая-либо, а самая действительная и историческая. Именно: отделившиеся в истории от единого великого Русского народа Галиция и Холмщина силой обстоятельств подпали под власть одни – немцев, другие – поляков. Из газет вы знаете, каким гонениям за свой родной русский язык и быт и особенно за православную веру теперь подвергаются наши родные и по крови, и по вере братья – русские галичане: их немцы гонят, в тюрьмы заключают, всячески издеваются над ними; там теперь трудно быть русским и православным. А что испытала наша злосчастная Холмщина только в недавние освободительные годы! Как там поляки преследовали наших братьев за веру православную и за наречие русское!
Вот это все неминуемо постигло бы и Новгород, если бы он в истории не объединился со всей Великорусской Землей. Он неизбежно подпал бы или под немцев и шведов, так искавших того, или под поляков, протягивавших руки на Новгород. И тогда потерял бы он и язык свой родной, и веру православную, которою он так издревле дорожил и стоянием за которую так прославился. Но все это миновало его только потому, что впоследствии он присоединился к Москве и через нее вошел в единство со всем великорусским народом и его верой. Тогда же, когда суздальцы нашли на него, Новгород не понимал таких нежелательных для него, но впоследствии благодетельных путей Божьего Промышления и противился им отчаянно. Но одинаково не понимали таких путей Божественного Промышления и суздальцы, уже обложившие своими войсками Новгород со всех сторон и торжествовавшие свою близкую победу. Они лишь гордились своей силой и величались над обреченным уже на явную погибель Новгородом. Ибо последний должен был скоро сдаться если не силе суздальцев, то вынужденный на то голодом от полного истощения жизненных припасов.
Однако тут-то и произошло то, что изменило решительно весь ход событий вопреки всяким ожиданиям человеческим. По молитвам смирившихся перед Богом новгородцев, наипаче же по молитвам их Святителя Иоанна, икона Владычицы явила дивное Знамение: победоносные, горделивые и торжествующие суздальцы приведены были в ослепление и смятение, объятые которым, как побежденные, со стыдом побежали прочь от Новгорода домой, побивая друг друга и тем как бы взаимно наказывая собственную хвастливую заносчивость, позабывшую Бога Промыслителя. Скорбящие же и уже побежденные новгородцы оказались торжествующими победителями под водительством небесной Воеводы, Царицы и Владычицы. Так сложившиеся обстоятельства странно и непонятно перевернулись, и все изменилось так, как никто и не ожидал.
Но это было только тогда. История же показала, что особым Промышлением о всей России было именно такое расположение событий и такое дивное Знамение. Именно такое дивное Знамение и научило всех Русских людей веровать и твердо знать, что помимо них есть иная, Высшая Сила, Которая и управляет всей жизнью, люди же должны лишь подчиняться Ей, не в силах оказываясь противиться Ей или исправлять Ее вмешательство в жизнь человеческую. Сила эта есть Божие всесильное Промышление и Покров Усердной Заступницы рода христианского – Богородицы. Эта Божественная Сила выше и сильнее всякой силы или разума и хитрости человеческих. Познавали это Россияне и делом являли такую свою веру. Жизнь древней нашей России, да и теперь там, где вера не утрачена в людях, – там жизнь проходила и проходит вся под Богом, в смиренной покорности Его благому Промышлению о людях. Что бы ни начинали, – на себя не надеялись благочестивые наши предки, но на Бога и Владычицу. Посему все начинали и продолжали молитвой и с благословением от Бога, все во славу Божию и совершая. Даже выходя и в поход на врага, мужественно восклицали: «Умрем за дом Пречистой!» Когда же одолевали врага, то и тут исповедовали Того же Бога, а не свою силу, восклицая: «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу, Господи!» Одинаково такое настроение было как у суздальцев, так и у новгородцев. На этом дивном Промышлении Божием и на этом Знамении покрова Царицы Небесной помирились и объединились все области и княжества великого нашего Отечества. И преуспевали, и разрастались, и богатели наши благочестивые предки, от моря до моря распростирая свою власть, а при ней и свою православную веру. Так и выросла Великая Россия под Покровом Владычицы, объединив в себе все племена и народы нашей страны. Таково дивное Божие Промышление о нашем Отечестве, непонятное в свое время, но имевшее громадное значение на всю будущую историю.
В этой спасительной и укрепляющей наши немощи вере в Бога, в уповании на дивный Покров Владычицы и будем утверждаться, возлюбленные, умиленно торжествуя ныне у подножия Знамения Царицы Небесной. С сим святым и ободряющим уроком и расходитесь отсюда по домам своим, в том уверяя и всех других, не знающих такого нашего упования. Уразумевайте пути Божьего Промышления, но не падайте духом, не понимая чего-либо неприятного и тяжелого для вас. Да знаем твердо, что Богу и Царице Небесной каждый из нас много дороже, чем всякий сам для себя. И если земные родители не подадут своим детям камня вместо хлеба или змеи вместо рыбы, то тем более не пошлет нам зла Бог. Все же посылаемое Им на нас для нашего же блага посылается, хотя бы того мы и не понимали теперь.
Будем же вручать сами себя, друг друга и весь живот наш Богу и Владычице, сами же заботясь лишь о том, чтобы волю Божию не нарушить. Будите убо премудри, яко дние лукави суть, как уверяет нас святой апостол Павел. Пресвятая Богородице, помогай нам! Аминь.
Так ныне в первый раз целые сутки с небольшими промежутками между служениями праздновали благочестивцы в Омске Знамение Божией Матери около новой своей святыни, пришедшей от подлинной Чудотворной иконы Владычицы из Новгорода. Да укрепляются они и впредь в таком припадании к Богородице, да научаются веровать в Нее, как свою неотступную Заступницу, к Ней в Ее иконе припадая с прошениями и молениями.
Пожертвования на построение Знаменского храма с залом для чтений постепенно приносятся. Да пошлет Господь все потребное для сего!